fbpx

Я счастлив заниматься тем, что я люблю. Артем Шаплыко о музыке, о себе и не только…

У каждого свой путь к музыке. Кого-то родители уговорами, посулами и обещаниями заставляют закончить музыкальную школу. А кто-то в три года, впервые увидев на сцене рояль, заявляет родителям: «Я хочу стать знаменитым музыкантом!». В пять лет поступает в музыкальную школу и больше не расстается с музыкой.

Представляем вам талантливого белорусского музыканта Артема Шаплыко. С раннего детства Артем мечтал стать известным пианистом и родители всегда ему в этом помогали. Стремясь к своей мечте, Артем занимался с утра до вечера и без выходных, по сути, отказываясь от многого из того, что составляет жизнь ребенка, подростка, а, затем, и молодого человека.

Мечта Артема исполнилась. Сегодня Артем Шаплыко – известный пианист, солист Белгосфилармонии, отыгравший более 300 концертов, лауреат международных конкурсов.

К счастью, Артем на этом не остановился. На мой взгляд, самый большой вклад Артема Шаплыко в музыку – открытие первой в Беларуси частной музыкальной школы, где он месте с другими профессиональными педагогами делится своими знаниями и опытом с учениками.

Артем согласился ответить на несколько вопросов для «Мира классической музыки».

Артем, насколько я знаю, вы хотели быть музыкантом столько, сколько Вы себя помните. Были ли когда-нибудь моменты, когда Вы жалели о своем выборе?

Каждый разумный человек в определенный период своей жизни задумывается о правильности выбранного пути. Это естественно. Конечно бывало трудно: и материально, и физически, и морально. Но я не жалею о своем выборе, музыка—мое призвание и вся моя жизнь.

В моей детской памяти отложились моменты, когда после уроков в музыкальной школе не хотелось подходить к инструменту. В музыкальной школе у меня была очень требовательный и жесткий педагог. Вероятно, она считала, что обучение музыке непременно сопряжено со страданием и испорченным детством. За малейший промах доставалось всем— и детям, и родителям.

На всю жизнь врезалась в память одна история из моего музыкального детства. Я подготовил сложнейшую для своего возраста программу и с нетерпением ждал урока, чтобы показать учителю, как я здорово играю и как многому научился, ведь я столько времени занимался и практически не вылезал из-за фортепиано.

И что я услышал в ответ? Злое и несправедливое: «Ты не готов. Играешь очень плохо! Иди-ка, выучи что-нибудь попроще!».

Это стало тяжелым ударом для меня. На фоне стресса поднялась температура, начались «ночные хождения». После таких уроков, видя мои страдания, родители задавались вопросом: «А стоит ли продолжать?» Но я твердо стоял на своем, и шёл на следующий урок, несмотря на слезы и обиды. Вот такая проза жизни.

Сейчас я понимаю, что, к большому сожалению, в музыкальных школах не всегда работают педагоги–фанаты своего дела. Не все учителя способны привить ребенку любовь к инструменту и сделать так, чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям радость, а не досаду и разочарование. Меня поймут все, кто помнит свои детские переживания, связанные с тяжким опытом обучения музыке.

Так не должно быть. Это не нормально. Не рискуйте здоровьем и психикой своего чада. Пишите заявление, забирайте ребенка и бегите подальше от таких учителей.

В зрелом возрасте, пройдя сложный и тернистый путь, я задумывался, а зачем мне всё это? Туда ли я иду? Чем я готов пожертвовать ради достижения своей цели и что получу при её достижении?

Я понял тогда, что мне самим космосом написано быть музыкантом, а не программистом, например. Ведь без занятий музыкой моя жизнь лишится самого главного.

Да, это тяжелый труд! У каждой профессии свои особенности и моя профессиональная деятельность практически не оставляет мне свободного времени. Но разве настоящая музыка этого не заслуживает? И мало что сравнится с чувствами, которые музыкант переживает во время выступления перед публикой. Поэтому я ни о чём не жалею.

Одно из современных исследований утверждает, что для того, чтобы стать хорошим музыкантом, необходимо более 10000 часов практики. Что Вы можете сказать об этом? Сколько часов, приблизительно, наиграли лично Вы?

Правило «10000 часов» работает в любой сфере человеческой деятельности. Кого ни возьми— композиторов, баскетболистов, писателей, пианистов, шахматистов, — это число встречается с поразительной регулярностью. Десять тысяч часов—примерно три часа практики в день, 20 часов в неделю на протяжении 10 лет.

А в музыке всё можно смело умножить на три. Не принижая другие профессии, могу сказать, что работа пианиста представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Она требует многолетнего ежедневного труда, изнурительного физически и морально.

Ведь во время игры на инструменте ты не только постоянно двигаешься, но одновременно перерабатываешь и запоминаешь огромный объем информации.

Ты оттачиваешь свое мастерство годами. Один концерт равен двум месяцам занятий. А ведь нужно ещё выступать перед публикой и уметь побороть страх сцены, который испытывают более 95% людей, живущих на планете. Боязнь публичных выступлений —  второй по силе страх, который испытывают люди, после страха смерти.

Очень важно научиться разбираться со страхом и уметь трансформировать его в волнение. А вот волнение позволяет артисту быть собранным и выдавать по максимуму всё, на что он способен. Выступая, мы дарим частичку себя, своей души слушателям.

 

Произведения каких композиторов Вам ближе, что больше всего любите исполнять на концертах?

Я не люблю отвечать на этот вопрос, потому что на него невозможно ответить. В моем репертуаре присутствуют фортепианные произведения различных эпох и жанров. Я – прежде всего лирик, романтик в музыке, поэтому люблю композиторов эпохи романтизма:  Шопена, импрессионистов – Дебюсси, Равеля. Сложно отдать предпочтение одному или нескольким композиторам. Я хочу сыграть всех.

Бах—всему голова, отец всей музыки. С ним связана вся история нашей современной классической музыки. Композитор в своих произведениях гениально соединял различные музыкальные техники, с которыми он знакомился в течение жизни. Его музыка повлияла на все последующие поколения композиторов и музыкантов.

В его произведениях можно найти не только джаз, рок, соул, хип-хоп, но и практически любой музыкальный жанр XX столетия. «Не ручей! — Море ему имя». Так сказал о Бахе другой гений — Бетховен. (Прим. Слово «бах» по-немецки значит «ручей»)

Моцарт – это классика в чистом виде. Его уникальность в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг совершенства.

Бетховен—великий импровизатор, психолог, продвинул музыку от классицизма к романтизму. Свою непревзойденную Девятую симфонию он написал полностью глухим. Это мог сделать только гений. Остальные на такое не способны.

Есть неизвестные композиторы, которых приятно играть.

Из белорусских композиторов мне интересно творчество Любови Сытько. Это молодой белорусский композитор, педагог, ведущая концертов для детей в Белгосфилармонии, преподаватель музыкальной школы АртГранд.

Она написала гимн нашей школы «Музыкант» на стихи белорусской поэтессы Юлии Лиж. Премьера гимна состоялась 28 марта 2021 года.

На концертах Вы исполняете различные произведения. А что играете и слушаете не для работы, а для удовольствия для души?

Для себя лично люблю поиграть классический кроссовер. (Прим. Classical crossover – музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки)

Мне нравится послушать хорошую, качественно сделанную попмузыку. Если брать в мировом разрезе, то люблю Майкла Джексона, Мадонну, Стинга, Леди Гагу, Адель.

Я хочу сказать, что не зациклен только на классике и открыт всему талантливому и интересному. Музыканту нельзя ограничиваться только своим инструментом. Пианист должен жить полной жизнью, в том числе и в музыкальном плане. Нужно знать оперу, симфонические произведения, читать книги, быть в курсе культурных событий.

Артем, Вы как-то выступали в ПВТ.  Каковы Ваши впечатления от концерта? Как Вам показалось, отличаются ли айтишники от других слушателей?

У меня остались прекрасные воспоминания об этом концерте. Я никогда не делю публику на профессионалов и любителей. Играю с одинаковой отдачей для всех. Обычно мне нужно несколько минут, чтобы понять, случился ли у меня контакт с залом или нет. Здесь взаимопонимание с залом произошло мгновенно. Поэтому и играл с полной отдачей, и было совсем неважно, кто сидел в зрительном зале — неподготовленные слушатели или знатоки, которые знают каждую паузу в ноктюрнах Шопена.  На концерте царила потрясающая доброжелательная атмосфера. Зрители может и не были близко знакомы с классической музыкой, но тем не менее слушали внимательно, подходили, задавали вопросы, благодарили. Я обратил внимание на позитивную энергетику, которая наполняла зал. Это эфир, его нельзя пощупать, но он существует. Айтишники— совершенно новая общность людей— умных, добрых, веселых, открытых, искренних, свободных. Постоянное саморазвитие, быстрый темп работы, много активностей, много общения, серьезные проекты, сплоченная команда, грамотное и лояльное руководство – интересно было увидеть, что это действительно существует.

В мире все меняется с невероятной скоростью. И, я думаю, что IT- сфера быстрее всех адаптируется к переменам, а зачастую является и двигателем прогресса.

Вы только посмотрите, разве существуют чаты директоров музыкальных школ или директоров магазинов, а чаты директоров IT существуют. Возник вопрос, поговорили в общем чате, посоветовались, обсудили наболевшее и вперед к светлому будущему. Молодцы, одним словом.

 

Какое событие в Вашей профессиональной деятельности запомнилось больше всего?

В моей жизни было несколько музыкальных событий, которые повлияли на мою дальнейшую жизнь.

Самый первый и самый важный. Международный конкурс юных пианистов имени И.А. Цветаевой в Минске в 2001 году. Меня на этот конкурс вначале и брать-то не хотели. Никому неизвестный одиннадцатилетний парнишка из Солигорска. И программа не то, чтобы сложная и росточком маловат. Что он сможет? А оказалось смог! И выиграл!

С тех пор конкурсов было много, всех и не припомнишь. А этот, Цветаевский, запомнился на всю жизнь. На конкурсе меня заметил Юрий Николаевич Гильдюк, профессор Белорусской государственной академии музыки и пригласил учиться в свой класс.

Встреча с ним предопределила мою дальнейшую творческую судьбу и положила начало долгой и крепкой дружбе. Этот потрясающий человек стал моим учителем не только в музыке, но и в жизни. Мы общаемся до сих пор и мне до сих пор есть чему у него поучиться.

Международный фестиваль пианистов в испанском Хихоне. Он ежегодно проводится в середине августа и весьма популярен. В программу фестиваля включены не только концерты, которые проходят open-air на центральных улицах города, но и мастер-классы от знаменитых пианистов, прибывающих со всех концов света. Я был там дважды. Учился у педагогов из Америки и Европы.

Участие в концерте — открытии 5-го Саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе в 2017 году. Это яркое и запоминающееся событие. На нем присутствовали дипломаты, министры, посол Беларуси в Бельгии.

Знакомство с Марией Бондаренко, основателем арт-пространства «Мир классической музыки». Необыкновенный человек, генератор идей. У нее удивительная способность притягивать и объединять умных и талантливых людей, с которыми интересно работать, креативить и создавать новые проекты. Я многому у нее научился.

 

 

Расскажите, пожалуйста, о своей музыкальной школе. С какими сложностями Вам пришлось столкнуться? Меняется ли подход к преподаванию музыки со временем или новое – это хорошо забытое старое?

 

Открыть музыкальную школу было просто! (Смеется!) Тяжело сейчас!

От возникновения идеи до её реализации обычно один шаг. Я просто начал действовать.

Много времени заняло оформление. Чтобы открыть частную школу нужно продумать не только особенностях самого заведения, но и самое главное, позаботиться о юридической стороне вопроса. Не буду углубляться в подробности, но часа четыре сидел, пока чиновники выяснили, что оказывается, у нас в стране можно зарегистрировать первое частное музыкальное учреждение на частное лицо. Получил первую бумажку и понеслось.

Очень повезло с помещением, старинное здание в центре города. Многие люди помогали, за что им огромное спасибо. Это счастье и удача, когда вокруг так много неравнодушных и отзывчивых людей.

Была ещё одна основная задача – подобрать хорошую команду. Пришлось много общаться с людьми, проводить собеседования, выяснять их подходы к образованию вообще и к музыкальному, в частности. Понять, вписываются ли они в мою концепцию музыкальной школы. Ведь личность педагога, его роль в жизни юного музыканта сложно переоценить.

Музыкальное образование – это духовное просвещение, доброе, светлое.  Здесь нет, как в математике, конкретных формул. Нужно мягко, грамотно и доходчиво привить ребенку любовь к занятиям музыкой.

Тяжкий опыт, приобретенный в музыкальной школе, к сожалению, знаком с детства многим. Целый пласт людей уходит от музыки в первую очередь из-за ошибок учителей. Нужно возвращаться назад, к истокам. Поддерживать и хвалить ребенка за каждый маленький шажочек вперед, за каждое маленькое достижение.

Развитие музыкальной культуры формирует человека, обогащает его внутренний духовный мир и неразрывно связано с развитием современного общества в целом. Общечеловеческие ценности в музыке имеют важное, приоритетное значение. Они не исчезают и не уходят в прошлое со сменой эпох, а передаются из поколения в поколение, обогащаются новым содержанием и смыслом. Чтобы сохранить и приумножить накопленные обществом культурные традиции, не нарушить преемственность поколений, мы должны взращивать любовь к музыке, а не душить ее.

 

 

Музыкальные инструменты прочно вошли в жизнь современных людей. В пяти домах из десяти есть пианино или гитара. Какой инструмент пользуется наибольшей популярностью при поступлении в вашу музыкальную школу?

В школе учат играть взрослых и детей на самых разных инструментах, но самым популярным было и остается фортепиано. И все хотят учиться у меня. А я больше не набираю новых учеников. Преподавательская работа требует много сил и времени. Сегодня я даю точечные мастер — классы.

Мне повезло.  Я абсолютно спокоен за своих учеников, потому что в школе работают потрясающие педагоги, профессиональные музыканты, лауреаты международных конкурсов, которые поддерживают мой подход к организации музыкального образования и разделяют мои ценности.

Я считаю, что в музыкальной школе не должно быть оценочной системы. Ну как скажите, например, можно оценить интерпретацию? Творческое исполнение музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя? Поэтому нашим педагогам приходиться лавировать, искать свои методы оценки успеваемости учеников, делать не так, как предлагает система. Они не любят ходить проторенными дорожками, ищут свои пути. Это своеобразные «белые вороны» и я их всех очень люблю.

Скажите, что Вас привлекает в проекте «Мир классической музыки?»

«Мир классический музыки» — великолепная площадка для обмена опытом музыкантов, их творческого роста и развития. Это замечательный проект и прекрасная идея, объединить под одной крышей музыкантов – любителей и профессионалов.

Участие в международных конкурсах, проведение концертов-встреч на различных сценах Минска, возрождение традиций музыкальных салонов, организация благотворительных концертов, детские программы – это лишь небольшой перечень направлений, которым занимается команда единомышленников, объединенная идеей популяризации классической музыки в нашем обществе.

У проекта очень интересный сайт, в афише которого собрана вся актуальная информация о культурных событиях классического и академического искусства в Минске. Афиша постоянно дополняется и обновляется. Это важно. Если вы что-то хотите узнать о  музыкальном событии или концерте классической музыки – заходите на сайт проекта «Мир классической музыки» https://classicalmusic.by/ и наслаждайтесь!

 

Артем, какой совет Вы бы хотели дать выпускникам школ, которые хотят связать свою жизнь с музыкой и стать профессиональными музыкантами?

Верить в себя и двигаться вперед несмотря ни на что. Если есть талант, цель, желание – занимайся своим делом и совершенствуйся. Повышай профессионализм и выполняй работу не на 98%, а на 100%. Тогда точно всё получится. Главное, чтобы работа не превращалась в рутину.

Пусть искорка вдохновения никогда не гаснет!

Ваша супруга тоже музыкант. Расскажите, как уживаются вместе два творческих человека. А Ваш ребенок пойдет по стопам родителей?

Я должен признаться, мне крупно повезло. Моя супруга Марина тоже пианистка и очень талантлива. Я всегда мечтал и хотел, чтобы моя жена была музыкантом. Иначе как объяснить человеку, далекому от музыки, что можно делать за роялем по 8-12 часов в день.

У нас сложился гармоничный союз в жизни и на сцене, несмотря на разные характеры и темпераменты. Практически не бывает причин для разногласий и это счастье. Мы отлично дополняем друг друга, вместе играем дуэтом и соло, выступаем на концертах и фестивалях.

Марина — профессиональный педагог и работает в моей школе. Это еще один момент для совместного творчества. Мы коллеги, но стиль работы у нас абсолютно разный. Если перейти на язык живописи, то я люблю работать широкими лаконичными мазками, которые не требуют детальной проработки. А Марина работает тонкими изысканными линиями, прорабатывает каждую нотку досконально и внимательно. Её уроки проходят интересно и заразительно. Она прикладывает много усилий, чтобы они такими и были.

У Марины занимаются интересные ученики. Среди них директора IT-компаний, крупных заводов, банкиры, дипломаты. Взрослые, деловые мужи – все ценят ее за высокий профессионализм и педагогические навыки.

Нашему сыну 5 лет. Это умный, любознательный, развитый ребенок. Уже умеет читать. Непоседа и почемучка. Как и у всех современных детей у него много кружков и занятий по интересам.

Конечно, мы проверили у сына музыкальный слух, у него есть музыкальные способности. Но мы не будем его подталкивать в этом направлении. Захочет быть музыкантом – будет. Возможно, он найдет себя в другой профессии. Время покажет.

 

Вы стали известным музыкантом, открыли собственную музыкальную школу. К чему Вы стремитесь теперь?

В 24 года моя первая мечта осуществилась. Я стал известным музыкантом, концертирующим пианистом, солистом Белгосфилармонии.

В 27 лет исполнилась вторая мечта. Я открыл свою музыкальную школу.

Теперь у меня еще две мечты: выступить в Карнеги-холле и получить Нобелевскую премию.

Чтобы мечты так и не остались мечтами, надо обязательно составлять план достижения целей. Если поставить себе маленькую и скромную цель–жизнь откликнется на нее маленькими и скромными возможностями. Я давно заметил, насколько смелы наши мечты и планы, насколько сильно наше желание их осуществить, настолько богатыми оказываются и возможности, которые жизнь открывает перед нами.  Главное – начать, а потом не терять из виду главную цель и двигаться вперед. Это точно работает. Я проверял!

 

Помимо Вашей школы Вы также занимаетесь множеством других замечательных проектов — проектом “Музыкотерапия”, театром классической музыки “Импрессия”, возможно, какими-то еще?

Пандемия внесла свои коррективы в творческую жизнь артистов, и мою, в частности, но вместе с тем дала толчок развитию новых идей, созвучных велениям времени.

В планах—создание других интересных программ и развитие уже действующих.

Музыкальная жизнь в нашей школе не стоит на месте.

Интересный проект ведет сейчас наш педагог — музыковед Даша Палушкина. Она разрабатывает серию уникальных авторских видео – уроков от педагогов школы АртГрант по теории музыки и основам игры на музыкальных инструментах.  В авторских видео — уроках собрана квинтэссенция знаний, необходимых для дистанционного образования. В серии 24 урока, каждый из которых содержит не только теорию, но и включает в себя 5-7 примеров и музыкальных отрывков.

Чтобы найти и сгруппировать информацию Даша проделала колоссальную работу. Благодаря этим урокам мы сделали музыкальное образование ещё более доступным, интересным и увлекательным.

Школа организует концерты педагогов. Все наши учителя – профессиональные музыканты и живое общение с публикой для них жизненная необходимость. Выступление на сцене не только демонстрирует высокий профессиональный уровень преподавателей. Совместные репетиции педагогов и учеников психологически настраивают юных музыкантов к выступлению, учат владеть собой, помогают справляться со сценическим волнением.

Музыкотерапией мы начали заниматься еще у нас в школе. Сотрудничество с «Миром классической музыки»  вывело это интересное и перспективное направление в отдельный проект. Здесь я выступаю в двух ипостасях: как организатор концертов и как исполнитель.

Музыкотерапия имеет глубокие корни в истории и используется в психотерапевтической практике давно и обширно. Её целительное воздействие на организм человека в наше время трудно переоценить.

Театр классической музыки «Импрессия» – это уникальные форматы погружения в классическую музыку в сочетании музыки, света, литературы, живописи и танца.

Как Вам на все хватает времени? И что в жизни помогает быть настолько активным и достигать успеха?

А времени как раз и не хватает. Вопрос в эффективности и умении работать в режиме многозадачности.

Я рад, что у меня так много дел. Я и раньше всегда готовился к трем конкурсам одновременно, потому что мне всегда мало!

 

Что Вы больше всего цените в жизни? Что для Вас важно? И чего хотели бы пожелать нашим читателям?

Жизненные приоритеты меняются с течением времени. В юности важно одно. При рождении ребенка на первое место выходит семья.

Я всегда думаю о людях, которые меня окружают. Если окружающим хорошо – то и я счастлив. Мне кажется, если бы каждый стремился сделать мир вокруг себя лучше, наша планета была бы прекрасна.

Всем хочу пожелать искренности, внимания и дружеской взаимопомощи. Простые добрые дела помогают делать жизнь лучше и радостнее.

Всем желаю счастья!

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир классической музыки