fbpx

Музыкант — это состояние души. Интервью с Алексеем Ладиком

Флейты бамбуковой голос

Слышу из дальнего леса,

Ветер влюбился, должно быть…

Хатори Хасо

Сегодня у нас в гостях Алексей Ладик, талантливый музыкант, флейтист, артист оркестра театра Музкомедии, педагог, участник проекта «Мир классической музыки», «Музыкотерапия через классику», гид интерактивного Музея Музыки, автор STEAM курса «Занимательная музыка. На стыке искусства и науки». Круг интересов молодого человека настолько широк и разнообразен, что в одной беседе сложно рассказать обо всех его увлечениях, но мы начнем. О любимой флейте, классической музыке и многом другом в нашем интервью.

— Как Вы начали заниматься музыкой? Это был осознанный выбор или дело случая?

 В жизни часто бывает так, что многие важные, судьбоносные решения, которые мы принимаем, приходят случайно.

Можно сказать, что и на флейте я начал играть случайно. Мне было шесть лет, я рос обычным ребенком. Учился читать, любил рисовать, играть в футбол и в то время даже не думал о музыке. Правда, петь любил. Сказались туристические походы, в которые часто ходили родители и брали меня с собой. Я любил слушать песни под гитару вечером у костра и подпевать.

В детском саду много рассказывали о различных профессиях.

О том, что в школе можно вместе с обычным образованием получить еще и художественное. Нам предлагали научиться танцевать или играть на музыкальном инструменте, изучить языки или погрузиться в точные науки.

Как-то раз у нас выступали ребята из класса с музыкальным уклоном. Я не помню сейчас что они играли, но концерт меня сильно впечатлил. Я захотел стать музыкантом.

С этого всё и началось. Родители подумали и решили отдать меня «в культуру». Я поступил в музыкальный класс обычной общеобразовательной школы — так мою жизнь вошла музыка.

-А почему именно флейта?

 С флейтой получилось очень забавно.

 

В то время мы жили в небольшой однокомнатной квартире. Поскольку места было крайне мало и я, и родители подошли к выбору инструмента довольно прагматично. Пианино ставить негде. Скрипка для ребёнка инженеров (и для самих инженеров) была за гранью понимания.

Мы выбрали наименьшее зло. Вот оно — флейта! Стоит пока недорого, места не занимает и для здоровья полезнейший инструмент – моторику пальцев развивает. А развитая моторика, считали мои инженеры, позволяет быстрее соображать. Да еще многие аристократы на флейте играли: и российский царь Павел Первый и Фридрих Второй – королевский инструмент! Берём!

Да и мне она сразу понравилась. Этакая блестящая трубочка с непонятными клапанами. Бери и дуй – чего проще?

Вот и дую до сих пор!

— Где Вы учились музыке? Каких педагогов вы вспоминаете с благодарностью?

Чтобы стать профессиональным музыкантом в нашей стране, нужно очень долго учиться. Главное – иметь желание и верить в свои силы. Ведь музыкант – это не столько профессия, сколько призвание.

Я получил классическое музыкальное образование. После музыкальной школы поступил в Минский музыкальный колледж им. Глинки в класс Ренанской Александры Александровны, потом — Белорусская Академия Музыки, класс педагога Ситниковой Светланы Иосифовны. Она вырастила много успешных музыкантов и учится у нее было очень интересно.

На этом длинном пути я встретил немало прекрасных людей и талантливых педагогов. Они не только учили меня музыке, но и воспитывали характер, умение преодолевать себя, не бояться трудностей и стремиться к цели. Я брал с них пример и до сих пор с благодарностью вспоминаю своих учителей за их труд, терпение и знания, которые они в меня вложили.

— Что такое флейта для Вас? От чего зависит выбор инструмента?  Расскажите про вашу любимую флейту.

Флейта. Моя основная профессия, то, чему я так долго и плодотворно учился.  Мой первый инструмент, благодаря которому я научился выражать себя в музыке, проводник моих знаний и профессиональных навыков.

В моей профессиональной жизни было 2 флейты.

Первая – полупрофессиональная флейта Yamaha в студенческие годы. У неё был певучий сбалансированный звук во всех регистрах — прекрасный инструмент для учебы, развития творческих навыков и техники игры.

До этого я занимался на школьном инструменте.

Вторая – уже профессиональная флейта Muramatsu. Популярный и известный в профессиональной среде инструмент из серебра 925 пробы.

Я купил её в Германии во Фрайбурге. В этом городе находится самый большой в стране магазин музыкальных инструментов. Я бродил по нему целый день, пробовал и примерял на себя самые разные флейты. И таким вот опытным путем выбрал свою «Мурку».

Я очень люблю свою флейту за её певучий, нежный голос. Да и по звучанию она близка к человеческому голосу. Берешь в руки, начинаешь играть и как будто свое собственное поющее дыхание кончиками пальцев перебираешь. Удивительное ощущение и большое счастье владеть этим маленьким чудом.

Как сказал великий флейтист сэр Джеймс Голуэй: «Флейта – это произведение искусства инженерной и ювелирной мысли». Я полностью с ним согласен.

— У флейтистов есть какой-то идеал инструмента? Например, как Страдивари у скрипачей?

 Флейтисты не подвержены «кумиризации» производителей и инструментов.

В мире очень много мануфактур и мастерских, которые производят свои шедевры, используя разные научные эксперименты и передовые технологии. Выбор огромный. Поэтому каждый артист играет на профессиональных инструментах той фирмы, которая пришлась ему по душе,

 — Я знаю, что вы владеете старинными музыкальными инструментами и даже выступали с ансамблем старинной музыки «Brevis». Как это было?

(Примечание редакции: Ансамбль «Brevis» создан в 1998 г. как детский коллектив. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей. За годы творческой деятельности в ансамбле воспитана плеяда высококлассных музыкантов-блокфлейтистов, достигших общественного признания и ведущих обширную концертную деятельность)

Я начал играть в ансамбле «Brevis» в первом классе. Мне тогда было 7 лет.  Ансамблем руководил его создатель, мой первый педагог по классу флейты Павел Сергеевич Сурагин. Именно он научил меня играть сначала на блок-флейте, потом на флейте и своим профессиональным выбором я во многом обязан ему.

Участие в этом ансамбле сыграло большую роль в моем становлении как музыканта. Я с головой окунулся в атмосферу творчества и сотворчества. Огромную роль в этом сыграла личность педагога. Блестящий музыкант, талантливый педагог, он прекрасно ладил с детьми и быстро находил с нами общий язык.

Большое внимание Павел Сергеевич уделял аутентичности репертуара и исполнения. Переложения делал сам, потому что для такого состава инструментов ноты найти было очень сложно, а играть хотелось музыку, которая понравится зрителям. Мы любили своего педагога. Бесконечно репетировали, добиваясь чистоты стиля, точности в деталях, старались играть слаженно, как единый организм.

И каким-то чудесным образом, находясь в обычной средней школе с музыкальным уклоном, сумели создать и развить очень качественный музыкальный продукт.

Начинали выступать в самых маленьких районных концертах и конкурсах. В репертуаре ансамбля звучали произведения классиков эпохи Барокко, музыка средних веков и Возрождения. Дети играют старинную музыку – что может быть трогательнее?

Нас всегда очень тепло принимала публика.

Репертуар расширялся, мастерство участников ансамбля росло. Коллектив приглашали на престижные международные конкурсы и фестивали. Наши выступления получали высокие оценки не только зрителей, но и профессионалов – музыкантов и критиков.

География гастрольных поездок и выступлений ансамбля для школьника конца 90-х начала 2000-х была поистине впечатляющей: Беларусь, Польша, Литва, Германия, ОАЭ, Южная Корея.

Можно сказать, что дальнейшее моё образование и восприятие мира сложились именно в этот период.

Что отличает флейту траверсо от современной флейты? Есть ли у нее секреты, знание которых помогает раскрыть барочную музыку?

Действительно, эти инструменты похожи только внешне и предназначены для исполнения совершенно разной музыки.

Основное достоинство флейты траверсо — неповторимый тембр, который в сочетании с изысканностью, присущей эпохе барокко, производит на слушателей незабываемое впечатление. И дело тут не только в пальцевой технике, но и в умении и желании стилистически верно исполнять музыку.

Если музыкант хочет исполнять произведение так, как оно звучало в момент написания, ему нужно изучить огромный пласт информации, познакомиться с манерой и традициями исполнения того времени.

Исторически достоверные инструменты серьезно облегчают эту задачу.

Современная флейта звучит совершенно по-другому и диапазон её средств выразительности намного шире. Но если мы хотим послушать музыку Баха, то проще не стараться приблизить звучание современной флейты к историческому, а взять в руки инструмент, который уже звучит подобным образом. А нам остается только интерпретировать.

— С чего началось Ваше знакомство с флейтой траверсо? Сложно ли сочетать игру на таких разных инструментах?

Начну немного издалека. Интерес к старинной музыке и аутентичному исполнению начал расти во второй половине ХХ века. Возрождение традиций исполнения на флейте траверсо вдохнули новую жизнь в старинный инструмент.

Появились популярные аутентичные исполнители средневековой и барочной музыки, среди них — флейтист и дирижер Франс Брюгген, перенесший барочную музыку в концертные залы. Вслед за этим появилась и публика, которая могла отличить поверхностное подражание от подлинного исторического исполнения.

Я познакомился с флейтой траверсо и начал играть на ней во время учебы в консерватории. Погружение в историю, аутентичное исполнение музыки прошедших веков увлекало меня с детства, ещё со времен «Brevis». Я захотел развиваться и в этом направлении. Так получилось, что все 5 лет я учился играть на современной флейте и параллельно изучал специфику игры на траверсо.

Поскольку тип звукоизвлечения у этих инструментов всё же одинаковый, то основная задача музыканта научиться переключать работу головы на рельсы исторического исполнительства.

К сожалению, у нас нет профильного исторического музыкального образования, хотя во всём мире эта традиция набирает силу и обороты.

Поэтому занимался на платном факультативном курсе по исторической исполнительской практике у педагога Матюковой Галины Борисовны. Она — специалист высочайшего класса, блестящий музыкант, настоящий  фанат своего дела. Я многому у неё научился.

— Какими ещё музыкальными инструментами вы владеете?

 Как любой музыкант, я играю на фортепиано. Как любой ребёнок из девяностых, немного владею гитарой. Как любой духовик, я играю на различных духовых инструментах на очень любительском уровне.

 -Вы очень разносторонний молодой человек – служите в театре, преподаете в школе, читаете лекции и проводите шоу-программы в музее музыки, изучаете языки. Может быть что-то еще?

 Вышиваю крестиком иногда. Монотонная работа позволяет отдохнуть голове.

— А что больше всего любите слушать?

 Любовь к музыке тесно связана с различными аспектами нашей жизни. Я думаю, что у каждого человека есть своя музыкальная история.

Очень люблю бардовские песни.  В детстве мы с родителями часто ходили в походы, ездили на туристические слёты. Отсюда любовь к авторской песне и старым мастерам этого жанра. Поэтичные и мудрые песни Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Олега Митяева буду помнить и любить всю жизнь.

Увлечение классикой пришло, когда я начал всерьёз заниматься музыкой. Это во многом сформировало мои музыкальные пристрастия. И в то же время меня всегда интересовали и другие музыкальные направления.

Рэп, металл, рок в самом широком смысле этого слова — любовь к этим жанрам не обошла меня стороной.

Абсолютный фавориты до сих пор – это Queen, Metallica, Scorpions, Би-2.

Я сохранил любовь ко всей музыке, которая была и есть в моей жизни. Это золотой запас почти всех жанров. Музыка постоянно меняется и в этом всё её великолепие. Что-то уходит, что-то вечно, какие-то новинки приходятся по душе и вкусу.

— Есть ли музыка, которую Вы терпеть не можете?

 Есть. Я терпеть не могу бесконечные песни о бесконечной любви, которые льются из каждого второго утюга.

Бесконечно раздражают песни и музыка Моргенштерна и ему подобных исполнителей. И хотя качество производства такой музыки в современном мире может быть достаточно высоким, смысла в ней нет совсем. Ни в содержании, ни в мелодии, ни в гармонии.

— Какую книгу вы бы посоветовали прочитать каждому человеку?

 У меня есть несколько ГЛАВНЫХ книг и ещё больше любимых.

В первую очередь — безусловно «Зелёный король» Поля Лу Сулицера. Потрясающая книга о силе жизни, о подлинной целеустремлённости. Роман о том, как один человек может повлиять на весь мир.

«Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Эту книгу можно перечитывать бесконечное количество раз, открывая на любой странице. Ведь мир, как известно выжил, потому что смеялся. И над приключениями бравого солдата Швейка в том числе.  Из любой ситуации можно найти выход, если у тебя есть смекалка и чувство юмора.

И, пожалуй, коротенькая миниатюра Короленко «Огоньки». Вся философия жизни в маленьком рассказе.

Эти книги лежат в основе моих ценностей и взглядов. Но здесь только начало списка. Я могу продолжать и продолжать.

Что в музыке для вас самое главное?

Музыка способна наполнить жизни многих людей смыслом, ведь порой она говорит гораздо больше, чем слова. Она делает каждого человека лучше.

Музыка дарит радость в минуты отчаяния и грусть в минуты радости.

У нее есть удивительное свойство вводить слушателя и исполнителя в состояние одухотворённости и парения, которое никто, кроме них самих объяснить не сможет.

Музыку понимают все, независимо от возраста, национальности, культуры.

Многообразие форм и языков, которое можно уместить на 12-ти различных звуках, повторяющихся в различных частотах, не поддаётся логическому объяснению.

Советую всем почитать книгу Оливера Сакса «Музыкофилия». Автор просто и увлекательно рассказывает о природе музыки. Описывает необычные реакции мозга, которые заставляют нас слушать, любить или создавать музыку. Вы поймете, как музыка связана с эмоциями человека и почему каждый из нас воспринимает музыку по-своему. Очень интересная книга.

— Что искусство в целом и музыка в частности может сделать для человека?

Главное предназначение искусства — делать мир лучше. Важно знать и понимать, что в каждом из нас есть хорошее и плохое, искусство всё это только отражает и нужно философски к этому относиться.

Оно помогает сформировать внутренний мир человека, его духовные ценности. Дарит людям внутреннюю свободу и независимость, возможность наблюдать мир с разных точек зрения.

 

Музыка несет в мир добро и справедливость, помогает выжить в смутные времена, становится символом протеста или гимном любви. Она сопровождает человека в каждый момент его жизни с самого рождения.

Порой ей подвластно излечивать или облегчать некоторые недуги. Это не мистика, а реально доказанные факты в психиатрии (см. «Музыкофилия»).

В конце прошлого года Вы приняли участие в необычном для классических музыкантов поединке «Флейтовый баттл». Как возникла эта идея?

Это хорошая идея и менеджмент моей коллеги Дарьи Елисеевой. Оказалось, что такие форматы тоже имеют право на существование и собирают вполне приличные залы, потому что и в XXI веке люди всё ещё хотят «хлеба и зрелищ».

За ярким названием скрывалась хорошая программа со сложной музыкой разных эпох и жанров. Перчинкой, конечно же, выступило слово «баттл». Это дань XXI веку.

C помощью таких концертов искусство, даже большое и сложное, вполне способно проникать в обычную жизнь. Я очень рад, что мы смогли воплотить интересную идею в жизнь и реализовать такой оригинальный проект.

 — Кто из современных исполнителей — флейтистов служит для Вас авторитетом?

 В период глобализации и верховенства Youtube, каждый флейтист волен сам выбирать себе ориентир. Из всего многообразия музыки я выбираю интересных для себя исполнителей, как на полке в магазине, и формирую свою корзину.

Это, конечно же, МАСТОДОНТЫ – живая легенда сэр Джеймс Голуэй, известный как «Человек с золотой флейтой».

Жан Поль Рампаль – знаменитый французский флейтист. Его стараниями флейта в ХХ веке вновь стала весьма популярным инструментом.

Эммануэль Паю – швейцарско – французский флейтист, почетный член Королевской академии музыки в Лондоне.

Из свежей крови – Денис Буряков, как молодой революционер и своего рода популяризатор флейты в ХХI веке.

 — Музыкантам всегда есть к чему стремиться. Движение и развитие для профессионалов – это непрекращающийся процесс. Где и чему учитесь Вы?

Во время учебы в колледже и консерватории я всегда старался брать больше, чем мне давали в учебном заведении. Это и дополнительные уроки дирижирования, и постоянное участие в мастер-классах и летних школах в Германии и России. Сейчас много времени уделяю флейте траверсо. Очень хочу выйти на более высокий уровень мастерства.

— Флейтисты – народ весёлый. Как шутят музыканты в оркестре?

 Все шутят по-разному, конечно. Для того, чтобы понять, как шутят и взаимодействуют музыканты, советую всем прочитать книгу «Путеводитель по оркестру и его задворкам» Владимира Зисмана. Точно не соскучитесь.

 — Расскажите про свой самый необычный концерт.

Их было, пожалуй, несколько. Я расскажу о двух, самых памятных.

Первый из них состоялся в польском городе Мальборк. Концерт — закрытие Международного конкурса исполнителей старинной музыки проходил в огромном полуразрушенном каминном зале самого знаменитого замка Западной Европы — резиденции Тевтонского Ордена.

Атмосфера в зале была потрясающая. В воздухе витала особая творческая аура. Она создавала именно тот настрой, который был нам так нужен.

В этих исторических стенах мы особенно сильно ощущали красоту старинной музыки. Она удивительно гармонировала с атмосферой зала. Поэтому выход на сцену превратился в сказку, перенося нас в эпоху Золотого века и старинной музыки. В тот вечер мы получили Гран-при.

А второй – сольный концерт в филармонии с моей коллегой Дарьей Елисеевой. Мне кажется, что тогда на БИС мы исполнили одно из лучших произведений, которое я мог бы сыграть, «Двухголосную инвенцию Баха». Это был чистый восторг. Такие моменты музыкант помнит до конца своих дней.

-Ваши экскурсии и шоу-программы в Музее Музыки пользуются большой популярностью. Скажите, пожалуйста, с кем сложнее работать – с теми, кто впервые соприкасается с музыкой или с профессионалами, которых уже ничем не удивить?

Работать с разными группами  увлекательно само по себе.

С профессионалами можно обсудить какие-то тонкие материи, обменяться знаниями и опытом. С новичками очень интересно общаться и на около музыкальные темы, объяснять отличия современной музыки.

Всегда приятно видеть лица людей, которые начинают понимать, что музыка — это достаточно просто, что это своеобразный  процесс познания мира, и себя в том числе.

Очень люблю со всеми группами (за исключением детских) обсуждать математику и физику.

Просто надо уметь легко переключаться в разные состояния между группами.

 — На своих лекциях и программах Вы очень легко находите общий язык с детьми. Как Вам это удается?

У меня довольно большой педагогический опыт преподавания в негосударственных детских учреждениях. Я твердо убежден, что обучение ребенка музыке может и должно быть связано с удовольствием и интересом. Дети не так глупы, как многие думают. Самое главное дать им понять, что их уважают и разговаривают на равных (очертив границы субординации, конечно же). Соблюдая этот несложный принцип, вы получаете совершенно вменяемого (чаще всего) ученика, слушателя, студента.

 — Как бы Вы закончили фразу «Музыкант – это …»

 Возможность быть свободным в творчестве, когда вокруг полный бардак. Это своего рода состояние души, тайное место, куда профессионал может уйти и выплеснуть свои эмоции.    Иногда даже зарабатывая при этом деньги:-).

— Проект «Мир классической музыки» возник и развивался на ваших глазах. Вы и сейчас его непосредственный и активный участник. Что он значит для вас?

Мне кажется, что это своего рода островок, который может объединять посетителей и активных участников этого «МИРА».

Место, которое обязательно станет значимым для поколений, которые есть сейчас и будут после.

В конце концов, мы пытаемся рассказать нашим посетителям и слушателям, что музыка – это не страшно и очень красиво. Что начать заниматься может каждый не зависимо от возраста и таланта. Не стоит думать, что это будет легко и просто. Зато ваша жизнь преобразится и заиграет новыми звуками, красками, эмоциями! Попробуйте и убедитесь сами.

— Ваши пожелания всем участникам проекта «Мир классической музыки»

Оставаться такими же креативными, активными и интересными людьми. Не останавливаться на достигнутом и развивать пространство по мере сил и возможностей. Будет и на нашей улице праздник!

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир классической музыки