Продолжим наше повествование о выдающихся многогранных личностях — известных писателях и политиках, художниках и мыслителях, юристах и математиках, которые при этом также владели игрой на музыкальных инструментах и сочиняли замечательные музыкальные произведения, некоторые из которых взыскали всемирную славу, но какие-то и незаслуженно забыты, а зря…
11. Михаил Клеофас Огинский (1765 — 1833, Польша)
Польский дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, почетный член Виленского университета…
Будучи композитором-любителем, прославился на весь мир своим знаменитым “Полонезом Огинского” (также известным под названием “Прощание с Родиной”). Написал множество фортепианных пьес: боевых песен, маршей, полонезов, менуэтов и вальсов, а также оперу “Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире”, связанную с именем Наполеона.
12. Александр Сергеевич Грибоедов (1795 — 1829, Россия)
Знаменитый литератор, известен в первую очередь своим бессмертным произведением «Горе от ума» — источником множества крылатых фраз.
Был крайне разносторонним человеком — получил степень кандидата прав, также изучал в университете математику и естественные науки.
По воспоминаниям современников, он был замечательным пианистом, любил инструментальную музыку и много импровизировал на фортепиано. К сожалению, его импровизации не были записаны, и все, что дошло до наших дней — это два вальса: “ля‑бемоль мажор” и “ми минор”.
13. Владимир Федорович Одоевский (1804 — 1869, Россия)
Русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, издатель журналов, директор музея, один из основоположников русского музыкознания. Наиболее близкой музыке наукой считал математику; по его словам, «музыка — дочь математики, с нею делит она мир бесконечного».
Активно увлекался изучением музыки и интересовался вопросами музыкальной акустики, изучением народной и церковной музыки. Результаты его исследований нашли отражение в серии его статей и в учебном пособии для любителей музыки.
Много импровизировал и написал для фортепиано «Сентиментальный вальс», а также канон и колыбельную для органа.
14. Лев Николаевич Толстой (1828–1910, Россия)
Русский писатель, мыслитель, один из величайших писателей-романистов мира. Серьезно занимался языками, юриспруденцией и… музыкой.
Сам неплохо играл на рояле и очень ценил любимые произведения в исполнении других. Свое первое музыкальное произведение — вальс фа мажор — написал в возрасте 20 лет, еще до того, как создал свои литературные сочинения. Позднее увлечение музыкой побудило его к написанию «Крейцеровой сонаты», также тема музыки активно используется и в его знаменитой “Войне и мире”.
15. Шарль-Камиль Сен-Санс (1835 — 1921, Франция)
Известнейший композитор эпохи романтизма был чрезвычайно разносторонним человеком. Помимо музыки, его познания также включали в себя предметы таких дисциплин как философия, литература, живопись (на предмет которых им было написано несколько книг), археология, физика и т.д. Он даже был избран членом Французского астрономического общества, а также членом Института Франции, почетным доктором Кембриджского университета, почетным членом Петербургского отделения Русского Музыкального Общества. Также он очень любил путешествовать и посетил за жизнь около трех десятков стран.
Его творчество включает в себя все жанры того времени. Одно из самых знаменитых произведений — симфоническая поэма «Пляска смерти».
16. Пётр Ильич Чайковский (1840 — 1893, Россия)
Известный на весь мир представитель эпохи русского музыкального романтизма свою профессиональную деятельность начинал с окончания Института правоведения и работы в Министерстве юстиции. Однако, тяга к музыке взяла свое, и после окончания консерватории (учеба в которой началась еще во время службы) композитор стал тем, кем мы его знаем. Нельзя также недооценить его вклад как педагога и как составителя учебных пособий. Помимо этого, он снискал себе славу и как музыкальный критик.
Его музыкальное наследие ввиду своей обширности и известности даже не нуждается в перечислении и представлении: оперы, балеты, множество фортепианных произведений… Пожалуй, самыми популярными его творениями являются балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».
17. Фридрих Ницше (1844 — 1900, Германский союз)
Немецкий мыслитель, философ, филолог и поэт.
Учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Среди музыкальных произведений, написанных Ницше как композитором, — фортепианные пьесы, вокальная лирика, фортепианные дуэты «Отзвуки новогодней ночи» и «Манфред. Медитация». Последним его сочинением стал «Гимн дружбе».
Считал, что “без музыки жизнь была бы ошибкой”.
18. Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927, Россия)
Известнейший русский художник-пейзажист, автор таких бессмертных полотен как «Христос и грешница», «Московский дворик», «Заросший пруд» находил время не только корпеть с кистью над очередным произведением искусства, но и обучаться сначала на физико-математическом, а после юридическом факультете Петербургского университета.
Помимо этого был завсегдатаем оперного театра, пел в студенческом хоре и даже попробовал себя в роли композитора после своего тридцатилетия. Сохранились его романсы (например, романс «Душа моя объята тьмою»), произведения для хора и даже опера «Призраки Эллады», над которой художник работал без малого 20 лет.
19. Ромен Роллан (1866 — 1944, Франция)
Известный на весь мир писатель, автор знаменитого романа “Жан-Кристоф” (имеющего, к слову, прототипом главного героя Л. ван Бетховена), лауреат Нобелевской премии по литературе всегда питал страсть к академической музыке и неплохо владел фортепиано. Ввиду этого избрал своей деятельностью изучение истории музыки, став профессором и читая во французских университетах тематические лекции. Его перу также принадлежит несколько музыковедческих трудов.
20. Михаил Алексеевич Кузьмин (1872 — 1936, Россия)
Известнейший литератор и первый в России мастер свободного стиха, окончивший три курса Петербургской консерватории. Много занимался самообразованием, имея обширные познания в музыке до 18 столетия, литературе и живописи. Именно им был переведен на русский язык текст ряда известных опер (например, «Волшебной флейты»).
Его перу как композитору принадлежит ряд романсов, песен (например, первая тетрадь Александрийских песен), опер, сюит и симфоний.
Продолжение следует!