fbpx

Николо Паганини

Никколó Пагани́ни (Niccolò Paganini)

27 октября 1782 — 27 мая 1840
(Италия)

Итальянский скрипач-виртуоз, композитор

❖ Автор произведений для скрипки (соло, дуэты, с оркестром)

❖ Сделал неоценимый вклад в развитие романтизма

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе в семье в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо. Он был третьим ребёнком в семье. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку и торговал мандолинами.

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына к музыке, начал учить его игре на мандолине; в шестилетнем возрасте – на скрипке.

С 10 лет Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. Играл он не только церковную, но и светскую музыку. Ходил ли Никколо в школу – неизвестно. Предполагается даже, что музыкант научился читать и писать после того, как овладел скрипкой!

Первый публичный концерт Паганини дал в 12-летнем возрасте в генуэзском театре Сант-Агостино. Средства от концерта предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Александро Ролла.

В начале 1797 года Паганини со своим отцом поехали в первое концертное путешествие. После успешного проведения концертов, Никколо посвятил себя совершенствованию техники и занимался самостоятельно без преподавателей!

Паганини придумал и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно работал над исполнением переходов, стаккато, необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения…

Свою концертную деятельность он возобновил в декабре 1800 года в Модене. Известность Паганини как выдающегося скрипача росла необычайно. В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики!

В 1808 году во время длительного отпуска Паганини отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков!

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако, не глядя на самочувствие, в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами!

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний… Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки…

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года, однако таинственность и необычность личности Паганини вызывали предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы — преподобный Доменико Гальвано, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Решено было перевезти останки в родной город скрипача — Геную, но и там не позволили захоронить их. Сын музыканта — Ахиллино — начал борьбу за право похоронить отца по католическим обрядам. Несколько раз останки хоронили и выкапывали вновь. Наконец, в 1876 году папа римский дал разрешение на похороны со всеми положенными обрядами, но этот процесс затянулся на многие годы. Прах талантливого музыканта окончательно был захоронен в 1896 году на кладбище Пармы (Италия).

ПРОДАЛ ДУШУ ДЬЯВОЛУ?

Многие современники Никколо считали, что не скрупулезная ежедневная работа сделали из него настоящего виртуоза, а сделка с дьяволом. Перед одним из концертов в Ливорно Паганини поранил ногу и, прихрамывая, вышел на сцену. Вскоре с пюпитра упали свечи. Паганини, сохраняя невозмутимый вид, заиграл, однако неожиданно на скрипке лопнула струна, затем следующая и еще одна… Никколо, не останавливаясь, продолжал концерт. Закончил он свое выступление, играя на единственной оставшейся струне, и сорвал бурные аплодисменты. Однако, не только нескончаемые овации были реакцией на мастерство музыканта. Некоторые люди были взволнованы, а многие даже испуганы.

«Он был в темно-сером пальто до пят, из-за чего фигура его казалась очень высокой. Длинные черные волосы спутанными локонами падали на плечи и, словно темной рамой, окружали его бледное, мертвенное лицо, на котором гений и страдание оставили свой неизгладимый след», — описывал поэт Генрих Гейне свою встречу с Паганини. Даже такой безбожник, скептик и насмешник верил в предание о нечистых истоках таланта мастера.

Мир классической музыки