Иога́нн Себастья́н Бах (Johann Sebastian Bach)
21 марта 1685 — 28 июля 1750
Лейпциг — Эйзенах (Германия)
❖ Немецкий композитор первой половины 18 века
❖ Автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы)
❖ Обобщил музыкальное искусство барокко
Иога́нн Себастья́н Бах родился 21 марта 1685 году в городе Эйзенах, Саксен-Эйзенах, в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт.
В 9 лет будущий композитор поступил гимназию, где обучался игре на органе и клавире под руководством старшего брата. В это время Бах знакомится с творчеством современников Южной Америки, композиторов, такими как Пахельбель и Фробергер и другими.
В 15 лет будущий композитор уезжает в Люнебург, в и течении 3-лет учится в вокальной школе Св. Михаила. Именно тут Бах сочинил первые произведения для органа и клавира. Здесь он начинает обучаться богословию, латыни, истории, географии, физике и иностранным языкам.
После окончания школы Св. Михаила Бах становится придворном музыкантом у веймарского герцога Иоганна Эрнста. История умалчивает подробности, но вероятно он вел композиторскую деятельность. После 7 месяцев службы в Веймаре композитора пригласили стать смотрителем органа в церкви Св. Бонифация в Арнштадте.
В 1706 году Бах занимает высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене.
Спустя год Иоганн Себастьян женился на кузине Марии. Пара родила семеро детей (из которых выжило лишь четверо). Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил — стали известными композиторами.
Через год работы в Мюльхаузене Бах получает место придворного органиста и устроителя концертов. На этом месте композитора ждали: высокое жалованье и прекрасный коллектив.
В этот период Бах знакомится со скрипачом фон Вестхофом, который оказал значительное влияние на творчество Баха и вдохновил на написание сонат и партит для скрипки соло. В Веймаре Иоганн Себастьян начинает писать сочинения клавирных и оркестровых произведений.
Сочинения итальянских композиторов Вивальди и Корелли были примером в мастерстве написания драматические вступлений Баха, а именно искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем.
В конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, который высоко ценил талант Баха, дает композитору место капельмейстера. Однако в связи с предпочтениями князя, большая часть работ этого периода — светские. Кроме этого присутствуют также сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло, «Хорошо темперированный клавир» (первый том цикла) и «Бранденбургские концерты».
7 июля 1720 года неожиданно умирает 35-летняя супруга Баха, Мария Барбара, и у него на руках остается четверо малолетних детей. Свои переживания в связи с утратой жены Бах выражает в музыкальной форме, написав чаконе из партиты ре минор для скрипки соло, которая впоследствии становится одним из самых знаменитых сочинений композитора.
В 1721 году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой и талантливой певицей (сопрано), их свадьба состоялась 3 декабря 1721 года, у пары родилось 13 детей (из которых выжили только шесть).
В 1723 году Бах презентует «Страсти по Иоанну» в церкви Св. Фомы в городе Лейпциг, и в первых числах июня назначается на должность кантора хора Святого Фомы, а также учителем школы при церкви. В течение первых шести лет работы в Лейпциге Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Большая часть сочинений написаны на евангельские тексты, они исполнялись читались в лютеранской церкви по воскресеньям и праздникам. Как это было? Представьте Иоганна Себастьяна за клавесином, а также стоя перед хором под органом, а справа от органа были расположены духовые инструменты и литавры, слева — струнные.
Помимо постоянных концертов при поддержке местных властей, вместе с хором Бах играл на свадьбах и похоронах. Как считают баховеды, именно для этих выступлений написаны как минимум 6 мотетов.
Весной 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем светского ансамбля Музыкальной коллегии, которая около года выступала в кофейне Циммермана. Многие из светских произведений Баха этого периода были написаны непосредственно для исполнения в этом заведении. Например, «Кофейная кантата» и, вероятно, клавирные пьесы из сборников «Clavier-Übung», а также многие концерты для виолончели и клавесина. В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор (остальные части Мессы были написаны много позже).
Скоро Бах становится придворным композитором прусского короля Фридриха II. На этой должности он пишет цикл «Музыкальное приношение».
Бах начинает терять зрение, однако продолжал сочинять музыку, которую записывает его зять Альтникколь. 18 июля к композитору возвращается зрение, однако в тот же вечер с ним происходит удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций на глаза, которые оказались неудачными.
Состояние композитора было оценено в более чем 1000 талеров, оно остояло из 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.
Умер Иоганн Себастьян Бах 21 марта 1685 года, и похоронен на городском кладбище при церкви Св. Иоанна в Лейпциге, в церкви, которой великий композитор отдал 27 лет службы. В годы II мировой войны прах Баха был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы.
«Каждый Бах — музыкант, каждый музыкант — Бах»
У Иогана Себастьяна Баха было 20 детей от двух браков. Выжило лишь семь, и все они стали музыкантами, продолжив семейную традицию.
История с лунным светом
Иоганн рано лишился родителей. Уже в 10 лет он перебрался из родного Эйзенаха в Ордруф к брату, который и начал обучать его музыке. Иоганн учился быстро и обладал сильной тягой к знаниям. У брата был шкафчик, в котором хранились рукописи многих произведений именитых тогда композиторов. Но Иоганну было запрещено просматривать эти ноты. То ли брат считал, что Себастьян еще недостаточно взрослый, чтобы понять эту музыку, то ли причина была в качестве нот — они были старыми и вот-вот могли рассыпаться. Однако несмотря на запрет, по ночам Себастьян пробирался в комнату, где стоял желанный шкафчик, доставал ноты и переписывал их при лунном свете. Но счастью музыканта наступил конец, когда однажды ночью брат застал Иоганна за перепиской.
Лучший органист
Бах никогда не упускал возможности послушать игру лучших музыкантов своего времени. Так, например, Иоганн совершил длительное пешее путешествие только для того, чтобы услышать игру знаменитого в то время Дитриха Букстехуде. Лишь позже И. Бах стал признанным виртуозом игры на «короле инструментов».
Соревнования в игре на клавесине
В далекие времена между музыкантами устраивались соревнования. Участвовал в подобном и Бах. Но как только его соперники слышали его игру, то тот час же уезжали из города, тем самым признавая свое поражение и преклоняясь перед мастерством игры И. Баха.
Музыкальная фамилия
Бах имел поистине прекрасную фамилию. Во-первых, Бах (Bach) буквально переводится с немецкого как «ручей». Во-вторых, фамилия Баха имеет нотный аналог. Дело в том, что ноты обозначаются не только как до-ре-ми-фа-соль-ля-си, но и буквами: a-b-c-d-e-f-g-h.
Лекарство от бессонницы
Один вельможа заказал Баху написать такое произведение, чтобы вельможа, прослушав его, смог заснуть крепким здоровым сном. И. С. Бах выполнил просьбу и в результате появились знаменитые Гольдберг-вариации, хронометраж которых более часа. Стоит отметить, что свое назначение как снотворное это сочинение выполняет с успехом до сих пор.
Источник информации и еще истории на de-online.ru
Иоганн Себастьяна Бах написал более 1000 музыкальных произведений во всех известных жанрах своего времени, кроме оперы.
Композитор писал музыку для множества музыкальных инструментов: духовную и светскую.
Органная музыка
В годы своего творчества Бах больше всего был известен как первоклассный органист, который писал музыку для этого инструмента и преподавал игру на органе. Работал композитор как в «свободных» жанрах: прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах: хоральной прелюдии и фуги.
Во время самого продуктивного периода органной музыки, с 1708 по 1714 год, кроме множества пар прелюдий, токкат и фуг, Бах написал «Органную книжечку» — сборник из 46 прелюдий. После отъезда из Веймара Иоганн Себастьян стал меньше писать для органа
На протяжении своей жизни Бах не только писал музыку для органа, но и консультировал создателей инструментов, занимался экспертизой новых органов.
Оркестровая и камерная музыка
Известно, что Бах сочинял музыку для отдельных музыкальных инструментов и для целых ансамблей.
Для соло инструментов:
- 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло BWV 1001—1006
- 6 сюит для виолончели BWV 1007—1012
- партита для флейты соло BWV 1013
- несколько произведений для лютни соло
- Кроме соло, в заслугах композитора:
- трио-сонаты
- сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба
Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».
Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов: «Бранденбургские концерты».
Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043 и множество других. Кроме концертов, Бах сочинил четыре оркестровые сюиты (BWV 1066—1069), отдельные части которых в наше время широко популярны, особенно последняя часть Второй сюиты (так называемая «Шутка» — излишне дословный перевод жанра Скерцо) и II часть Третьей сюиты («Ария»).
Вокальные произведения
На протяжении длительного времени, по воскресеньям в церкви Св. Фомы Бах руководил исполнением кантаты. Работая в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат. За всю жизнь Бах сочинил более 300 церковных кантат и некоторое количество светских.
Из популярных: «Кофейная» (BWV 211) и «Крестьянская» (BWV 212). Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в Страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая.
Самая знаменитая месса Баха — месса си минор представляет собой полный цикл ординария, которая никогда не исполнялась целиком при жизни Баха, а почитатели его творчества смогли услышать её аж в XIX веке. Другие вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.
Бах увлекался нумерологией и любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора. И даже свою фамилию Бах любил обыграть в произведениях: нотная расшифровка слова «Бах» образует рисунок креста. Именно этот символ является самым важным для Баха, считающего неслучайными подобные совпадения.
Афоризмы от Иоганна Себастьяна Баха:
❖ Чтобы высыпаться, нужно ложиться не в тот же день, когда нужно вставать.
❖ Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши когда нажимать.
❖ Однажды у И. Баха спросили, как он достиг такого совершенства в игре на органе и клавесине, на что музыкант ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
Известные люди о Бахе
Иоганнес Брамс:
«Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен».
Иоганн Вольфганг фон Гёте:
«…лейпцигский кантор – божественное явление: он ясен и все-таки необъясним».
Борис Владимирович Асафьев:
«И. С. Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени».
Роберт Шуман:
«Бах был насквозь человеком, в нем не было ничего половинчатого, болезненного, все написано как бы на вечные времена».
Вольфганг Амадей Моцарт:
«Здесь есть чему поучиться!»
Людвиг ван Бетховен:
«Он не ручей – он океан».
Фильмы об Иоганне Себастьяне Бахе:
Жил да был Иоганн Себастьян Бах