Игра наизусть или Ненаглядная мозоль сценического исполнения

Вы – музыкант-любитель. Представьте, что Вам, столь усердно поклонявшемуся на протяжении длительного времени Баху, Моцарту или Стравинскому и услаждавшему слух любимых соседей снизу, выпала замечательная возможность проявить себя на сцене перед коллективом в три с половиной человека, но коллективом мало- или же вовсе незнакомым. И Вы, трижды любимый мамин и бабушкин исполнитель, у которого уже всё сто миллионов лет как выучено и переиграно на домашних посиделках, на крыльях судьбы прилетаете в назначенное место встречи. А затем, в час Х, на трясущихся поджилках с вылетающим сердцем из груди взбираетесь на подмостки, садитесь за/берете в руки инструмент… И я Вам гарантирую, что в 20% случаев вы забудете нотный текст (статистика из личных наблюдений). И Вам еще крупно повезет, если формат мероприятия позволит Вам в стиле «Ща всё будет!» достать из-под полы заветные листы бумаги, небрежно установить их на пюпитр и продолжить свое выступление (а может, и вовсе начать его сначала).

Почему это произойдет?

Причин может быть много, но мы соберем их в три группы и поговорим о каждой более подробно.

Но прежде Вы, быть может, перебьете меня и спросите: зачем вообще играть наизусть? На самом деле эта проблема стоит уже в течение двух столетий и, даже будучи будто бы уже разрешенной, все равно всплывает время от времени. В каких-то случаях такая игра допустима (при концертмейстерской роли, в ансамбле, в составе оркестра), но для солиста ставить на пюпитр ноты считается моветоном. И это вполне логично: разве Вы сочтете убедительным доклад, если докладчик читает его с бумажки? Разве Вы поверите ему, что эта тема действительно его так сильно волнует, что его рассказ идет из самого сердца? А может, он вовсе выставляет Вас за дураков и рассказывает выкладки из работы, которую на самом деле он не делал?

С переходом в эпоху романтизма и далее играть по нотам становится невозможно из-за обилия технических трудностей. Хоть бы успевать следить глазами за движением рук, куда уж там еще и в ноты заглядывать! К тому же Ваши зрители запросто могут счесть, что вы недостаточно работали с материалом, раз, выучивая столь трудные места в сочинении, Вы до сих пор не смогли их запомнить! Но самое неприятное то, что невозможно охватить произведение целиком в голове и грамотно выстроить форму всего произведения (читайте – рассказать захватывающую историю), расставив куда положено кульминацию и прочее, если Вы хватаетесь за спасительную бумажку на пюпитре.

Так что играть наизусть можно и нужно. Поэтому попробуем разобраться, что может помешать

Вам на вашем праведном пути великолепного исполнителя:

1. Низкая частота Ваших выходов на сцену

Здесь все просто и понятно. Если у Вас есть базовое музыкальное образование, но особенности его получения остались где-то на задворках Вашей памяти, я Вам напомню: дважды в неделю занятия с педагогом, а также необходимость выучивать программу (порой весьма большую для детишек) со сдачей экзаменов с периодичностью в два месяца постоянно держит Вас в хорошем нервном дренаже. Все мы как-то экзамены эти сдавали, а порой даже на удивление хорошо. И ведь не сбивались насмерть, что-то где-то «смазав» по ходу исполнения, а весьма умело выкручивались, продолжая играть дальше.

Что здесь можно сказать? Практика, практика, и еще раз практика! Играйте мамам, папам, бабушкам, дедушкам, кошке Мурке, друзьям, начальнику, соседу Васе с первого этажа (если он еще не знаком с Вашими руладами). Играйте как можно больше, дольше, чаще, меняйте зрителей! При этом чем менее Вам знаком человек, которому Вы будете играть, тем лучше будет для Ваших тренировок. Многие профессионалы перед ответственными выступлениями на концертах катаются с программой по музыкальным школам, а перед судьбоносными конкурсами – по концертам.

Оптимальный вариант для сценария подобного домашнего обыгрывания:

a. Вы имитируете свой выход на сцену и объявляете программу.

b. Сразу после этого, не дав Вам усесться с инструментом, Ваши зрители начинают травить Вам умопомрачительную байку, заставляя Вас смеяться/переживать и т.д. По собственному опыту самый комичный момент был, когда мой педагог в подобной ситуации травила байку о том, как плохо слушать байки перед своим выступлением 🙂

c. Profit! Вы совершенно сбиты с настроя, Вы начинаете нервничать. Ваши руки давно остыли и Вам будет трудно не только морально, но и технически. Словом, полная имитация происходящего на настоящей сцене!

Из этого вытекают следующие правила:

1. ЗАПРЕЩЕНО разговаривать с кем-либо накануне выступления (наслышана, что некоторые недобросовестные товарищи, зная о подобной психологической уловке, выносили таким образом своих конкурентов). Вы должны думать только о своем выступлении.

2. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО перед выступлением слушать другие исполнения, особенно если они действительно высокого уровня. Вы будете переживать в себе услышанную
музыку и полностью слетите с восприятия собственного произведения. Особенно это касается восприятия времени! 99% после прослушивания быстрого произведения Вы не сможете сыграть медленно Ваше медленное произведение – Ваши внутренние часы будут ускорены, а Вы этого даже не заметите.

А что делать, если формат мероприятия такой, что нарушаются оба этих правила? Об этом в следующем пункте.

2. Особенности места проведения мероприятия

Как построены профессиональные мероприятия? Исполнители по очереди выходят из-за кулис, при этом предварительно хорошенько «разогревшись». Они не слышат выступления других, они полностью погружены в свою внутреннюю работу, и поэтому их выступление будет целиком и полностью грамотно выстроено. После него они могут прийти в зрительный зал и с чистой совестью наслаждаться продолжением концерта.

Наши школьные концерты класса построены так, что зрители и сами исполнители вызываются из зрительного зала по очереди. Разумеется, если Вы выступаете ближе к концу, Вам становится уже очень тяжело: обилие музыки в голове, обилие прочей информации, остывшие, покрытые липким потом трясущиеся руки и неустанное сравнение услышанного исполнения со своим уровнем.

Собственно, в основном отсюда и взялась указанная выше статистика.

Но и это еще не все! Иногда не везет на размеры зала, и Вы видите боковым зрением первый ряд (касается пианистов). Или – в особо запущенном случае, – сидя за роялем, пересекаетесь взглядом с ведущим концерта. Что творится в душе у прочих исполнителей, которые видят весь зал и смотрящие на себя любимого сотни глаз, мне даже страшно представить. Но хорошо, пусть даже Вы не видите своих зрителей, но Вас подстерегает прорва прочих неприятностей: бьющий в глаза софит, непривычные стены, незнакомый инструмент и, что самое паршивое, совершенно незнакомая, динамически меняющаяся от репетиции к выступлению акустика.

Что здесь можно сказать? Пытайтесь максимально абстрагироваться от происходящего. Смотрите только на свой инструмент, может быть, закройте глаза. И неустанно работайте, не пытаясь играть только по ощущениям, приспосабливайтесь к условиям сцены. Что касается продолжения сценария идеального обыгрывания из предыдущего пункта: пусть Ваши зрители будут тихонько переговариваться, шуршать фантиками от конфет, или – просто бомба! – пересядут так, что начнут попадать в поле Вашего зрения. Поставьте лампу так, чтобы она мешала Вам своим светом. Словом – экспериментируйте!

3. Неправильное заучивание наизусть нотного текста

А теперь мы подошли к самой главной и важной проблеме, к основанию айсберга, что подпирает собой верхушку описанных выше проблем. Скорее всего Вы – как, впрочем, и я – неправильно учите произведения наизусть.

Давайте посмотрим, какие виды памяти работают при разучивании произведения. Логично предположить, что всё ложится на плечи трех китов под названием зрительная, слуховая и моторная память. С помощью зрительной памяти вы визуально помните страницу с текстом, с помощью слуховой – все соотношения между звуками, формирующими исполняемую музыку, с помощью моторной – все движения, нужные для исполнения. Все мы используем эти три вида памяти, просто в разном пропорциональном соотношении.

Что же обычно происходит? Разобрав с грехом пополам произведение (а для большей скорости воспользовавшись читерством в лице слуховой памяти, послушав предварительно раз десять любимое исполнение изучаемого произведения), мы начинаем его наигрывать много-много раз, т.е. работать над своей моторной памятью. Для домашних выступлений она великолепно подходит, да и для сценических с большим опытом тоже – расслабился, и сами руки тебя вынесли. Как же не запомнить все движения, когда столько человекочасов было потрачено на их освоение! Я гарантирую, что даже спустя годы после окончания музыкального учебного заведения Вы дома сядете и что-то да сыграете. Но при выходе на сцену с этими же вещами начавшийся мандраж может «включить» Вам мозги. В моем случае это проявлялось в том, что я начинала задумываться о том, а что же будет дальше после уже сыгранного фрагмента. А сами нотки-то мы не помним! Мы их разучили еще n месяцев назад, перенесли в память наших мышц и благополучно оставили где-то на задворках мозга, которые упорно не работают как надо в стрессовых ситуациях. И возникает ступор, и опускаются руки…

Здесь я с удовольствием порекомендую Вам книгу Лилиас Маккиннон «Игра наизусть». А сама же приведу свой собственный рецепт, как не попасть в цепкие лапы мышечной памяти и сохранить при занятиях трезвую голову.

Итак, за несколько недель до выступления вам нужно:

1. Сесть с нотами и внимательно ознакомиться с их содержимым с точки зрения анализа гармоний и структуры произведения. Не надо пугаться, достаточно того, чего научили в первых классах школы. Если это соната, Вам нужно знать и понимать ее структуру: где находится главная партия, где побочная… Это же поможет Вам грамотно выстроить форму произведения и провести слушателей от начала до конца произведения со знанием дела.

2. Поиграйте гармонии, формирующие ткань вашего произведения, и посмотрите, как они между собой связаны. Здесь Вам достаточно знаний о видах тональностей, о родстве тональностей и о паре самых простых аккордов (тоническом трезвучии, доминантсептаккорде и уменьшённом септаккорде). Постройте в голове нечто вроде схемы: «Так, вот мы начинаем в до миноре, до минором и заканчиваем, а потом начинаем ми-бемоль мажором – ага, параллельная тональность…».

3. Читайте свои ноты аки книжку, берите их с собой на учебу, работу, в транспорт. И пусть все смотрят себе 🙂 Так вы укрепите свою зрительную память и, быть может, именно она спасёт Вас на сцене, если в неуютный момент Вы закроете глаза и представите перед собой заветную страницу. По этой же причине произведение нужно играть и учить всегда по
одним и тем же нотам. Изучайте их очень внимательно, запоминая схемы из предыдущего пункта. Можете даже попытаться записать по памяти на бумаге. О пользе такого чтения хочу привести пример из жизни своего педагога. Накануне очередного ответственного мероприятия она слегла с температурой, а у нее оставалось одно невыученное (даже не начатое!) произведение. Само собой, заниматься в таком состоянии за инструментом нельзя. И всю болезнь она лежала в кровати, читая ноты, представляя свои руки на клавиатуре, пробуя сам инструмент только при улучшении самочувствия. Мероприятие было отыграно как надо, а произведение она помнила потом очень и очень долго.

4. После этих пунктов пытайтесь сыграть произведение наизусть от последнего такта к первому. Когда это удастся, попросите кого-нибудь, хоть сколько-нибудь владеющего нотной грамотой, рандомно указывать вам на какой-нибудь такт («Третий такт первой строки второй страницы, пожалуйста!») с требованием его исполнения. Так Вы научитесь играть с любого места и уж точно не потеряетесь, даже где-то сбившись.

5. Совет бывалого педагога: лежа перед сном за пару недель до дня Х, прокрутите в голове все произведение, продумайте каждую нотку. Это займет много времени, но оно того стоит.

Успехов Вам в Ваших начинаниях! И пусть страх потери текста не заставит замолчать Ваше сердце в ушах Ваших зрителей!