Джоаккино Россини

Джоакки́но Анто́нио Росси́ни (Gioachino Antonio Rossini)

29 февраля 1792 — 13 ноября 1868
(Италия — Франция)

Итальянский композитор начала 19 века

❖ Автор 39 опер, духовной и камерной музыки

❖ Возродил и реформировал итальянскую оперу

Джоаккино Антонио Россини родился 29 февраля 1792 г в г. Пезаро (Италия) в семье музыкантов — отец играл в оркестре, а мать пела в провинциальных театрах. Будущий композитор с детства был погружён в итальянскую музыкальную жизнь. Изначально Джоаккино прочили карьеру певца, так как он обладал красивым сильным голосом. Но также он осваивал клавесин, фортепиано, скрипку, виолончель и основы композиции, к которым проявил особые способности!

В 12 лет Джоаккино написал первые музыкальные произведения — шесть сонат для квартета. В 14 лет — свою первую оперу. А когда Россини было 18 лет, в Венеции состоялся его музыкальный дебют с оперой «Брачный вексель», музыку к которой он написал всего за несколько дней! Так у Россини проявилось качество, ставшее характерным для него и в дальнейшем, — быстрота и лёгкость сочинения музыки! Композитор легко сочинял музыку к любому либретто. Как он сам говорил:

«Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку»

С этого момента начинается активный период творчества Джоаккино Россини, который итого продолжался около 20 лет. Одну за другой композитор создает свои оперы «Итальянка в Алжире», «Танкред», «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка» и др., которые впоследствии становятся всемирно известными.

В 1823 году Россини переезжает в Париж, где становится директором «Театра итальен», первым композитором короля и генеральным инспектором пения во Франции.

К 37 годам Россини — самый знаменитый, самый богатый и модный оперный композитор. Но вдруг неожиданно он перестает сочинять оперы. То ли устал…. То ли не принял современные тенденции развития романтизма в музыкальном искусстве… (что было чуждо мироощущению Россини, называвшим себя «последним из классиков»). Сам же Россини отвечал: «Зачем мне сочинять на старости лет? Чтобы усталый, состарившийся Россини состязался с молодым?!»

С 1836 года Россини возвращается в Италию, где занимается педагогической работой, руководит болонским музыкальным лицеем, живо откликается на все, что могло способствовать развитию музыкального образования, совершенствованию музыкальной культуры и творчества.

А в 1855 году снова переезжает в Париж. Там проводит известные приёмы, выступление на которых было большой честью для музыкантов. Даже перестав писать оперы, Россини остается в центре внимания европейской музыкальной общественности. Весь Париж прислушивается к меткому критическому слову композитора, его личность притягивает музыкантов, поэтов, художников. Временами Россини дирижировал, но, в основном, наслаждался славой заслуженного музыканта-композитора и занимался кулинарией.

Джоаккино Россини умер13 ноября 1868 года. Был изначально похоронен во Франции на кладбище Пер-Лашез, но позже его торжественно перевезли в Италию и погребли во Флоренции рядом с могилами Микеланджело и Галилея.

Своё состояние Россини завещал на благо культуры и искусства родного города Пезаро. В наши дни здесь регулярно проходят россиниевские оперные фестивали.

Джоаккино Россини был кумиром публики и большим шутником. Неугомонный и жизнерадостный Джоаккино просто не мог существовать без общения и смеха, любил различные шутки и розыгрыши. О чувстве юмора Россини ходили легенды. Он добродушно относился и к карикатурам на себя — завистники и недоброжелатели называли его господином Крещендо (от итальянского crescendo — постепенное усиление громкости), Громыхателем и Тамбуроссини (от итальянского tamburo — барабан).

Также с ним связано много забавных историй. Некоторые приведены ниже.

ЭТОТ РАЗБОЙНИК РОССИНИ

Живя в молодости в Болонье, Россини написал революционную песню для воодушевления итальянцев на борьбу за освобождение от австрийского ига. Молодой композитор понимал, что после этого ему небезопасно оставаться в городе, занятом австрийскими войсками. Однако уехать без разрешения австрийского коменданта было невозможно.

Россини пришел к нему за пропуском.

— Кто вы? — спросил австрийский генерал.

Композитор назвал первую попавшуюся фамилию и добавил: «Я музыкант и композитор, только не такой, как этот разбойник Россини, который сочиняет революционные песни. Я люблю Австрию и написал для вас бравурный военный марш, который вы можете дать разучить вашим военным оркестрам».

Россини отдал генералу ноты с маршем и получил взамен пропуск.

На другой же день марш был разучен, и австрийский военный оркестр исполнил его на площади Болоньи. А между тем это была та же, заново аранжированная революционная песня.

Когда жители Болоньи услышали знакомый мотив, они пришли в восторг и тут же подхватили его.

Можно себе представить, как был взбешен австрийский генерал и как сожалел, что композитор уже за пределами Болоньи.

АРЕСТАНТ

Несмотря на то что Россини писал очень быстро, бывали случаи, когда он не успевал закончить музыкальную партитуру в срок.

Так, например, было с увертюрой к опере «Отелло»: премьера на носу, а увертюры все еще нет! Директор театра «Сан-Карло», не долго думая, заманил Россини в пустую комнату с решетками на окне и запер композитора, поставив ему всего лишь тарелку со спагетти, и пообещал, что пока не будет последней ноты увертюры, Россини из своей «тюрьмы» не выйдет и еды не получит. Сидя взаперти, Россини очень быстро закончил увертюру.

Так же было и с увертюрой к опере «Сорока-воровка», которую композитор сочинял в тех же условиях, запертым в комнате, причем сочинял ее в день премьеры! Под окном «тюрьмы» стояли рабочие сцены и ловили готовые листы с нотами, затем бежали к нотным переписчикам.

МУЗЫКАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

Россини был шутником не только в жизни, но и в музыке. Мало кому известно, что он написал такие популярные в свое время произведения, как «Маленький вальс касторки», «Четыре закуски и четыре десерта», «Прогулка из Пасси в Курбевуа, которую следует совершать гомеопатически», «Болеутоляющая музыка — прелюдия для рояля».

ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слава Россини была так велика, что ему решили поставить памятник при жизни.

— А сколько будет стоить эта статуя? — спросил Россини.

— Двадцать тысяч лир, — сообщили делегаты.

— Господа, лучше передайте эти деньги мне! Уверяю вас, за такую сумму я и сам охотно постою вместо памятника на постаменте, — решительно заявил композитор.

ЗЛОДЕЙ

Однажды под окнами дома, в котором поселился в Париже композитор, раздались в высшей степени фальшивые звуки старой шарманки. Одна и та же мелодия повторялась несколько раз, и Россини вдруг узнал в ней сильно искаженную тему из увертюры к своей опере «Вильгельм Телль».

Рассердившись, он открыл окно и хотел было приказать шарманщику немедленно уйти, но тут же передумал и весело крикнул уличному музыканту, чтобы тот поднялся наверх.

— Скажи-ка, приятель, не играет ли твоя замечательная шарманка что-нибудь из музыки Галеви? — спросил он у шарманщика, когда тот появился в дверях.

— Еще бы! «Дочь кардинала».

— Отлично! — обрадовался Россини. — Вот тебе франк. Пойди и сыграй ему его «Дочь кардинала». Одну и ту же мелодию по крайней мере раз шесть. Хорошо?

Шарманщик улыбнулся и покачал головой:

— Не могу. Это ведь месье Галеви послал меня к вам. Однако он добрее вас: просил сыграть вашу увертюру только три раза.

 

Источник информации и еще истории на http://www.c-cafe.ru/days/bio/28/rossini.php

Гений итальянской оперы начала XIX века

Творчество Россини — это время расцвета национальной оперы начала 19 века. Он вдохнул новую жизнь в традиционные для Италии жанры оперы:

оперу-буффа — комическую
❖ и оперу-сериа — серьезную

Творя в эпоху зарождающейся активности народа и борьбы за независимость, композитор очень точно подметил дух своего времени и итальянский национальный характер. Реалистичность и стремительность действия, остроумие и меткость в изображении характеров героев, мелодическое богатство и очарование музыки обеспечили его операм огромную популярность!

Частые ритмические сцены, изысканные гармонии, мощный ритм и яркий оркестр — все это неотъемлемая часть его произведений. Россини излучает веселье, он смеется и смешит, но ни на минуту не становится пошлым или вульгарным. Он всегда остается верным сыном Италии: произведения его стройны, мелодичны, обладают чувством меры и глубокой человечностью.

Кстати, стоит отметить, что склонность к вдохновенным, песенным мелодиям — одна из ведущих черт творчества Джоаккино Россини, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом».

ТАНКРЕД

Опера в двух действиях по одноименной драме Вольтера.

Краткое содержание: 1005 г, Сиракузы. Два враждующих рода объединяются в борьбе против сарацинов. Глава рода Аргирио намерен выдать свою дочь Аменаиду за Орбаццано. Аменаида любит рыцаря Танкреда, находящегося в ссылке. Танкред тайно возвращается домой, чтобы воспрепятствовать браку. Орбаццано перехватывает письмо Аменаиды к Танкреду и преподносит его как адресованное врагам.

Аменаиду приговаривают к смертной казни. Только победитель рыцарского турнира может заступиться за ее честь и спасти от смерти. Танкред, несмотря на сомнения в верности возлюбленной, вступается за нее и побеждает. Затем он уходит на битву с врагом, где также одерживает блистательную победу. Обман Орбаццано раскрывается, и влюбленные счастливо соединяются.

Интересно знать:

❖ Увертюру «Танкреда» Россини позаимствовал из своей более ранней оперы «Пробный камень».
❖ Известный французский писатель Стендаль считал эту оперу одним из лучших произведений Россини.
❖ Вскоре после первых показов оперы Россини переработал ее концовку, заменив счастливый финал трагическим (как у Вольтера). Публика новую версию «Танкреда» не приняла, и в дальнейшем на сцене исполнялась только первоначальная редакция.

СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК

Опера в двух действиях по одноименной комедии Бомарше.

Краткое содержание: XVII в., Севилья. Граф Альмавиво влюблен в Розину — воспитанницу доктора Бартоло, который сам хочет жениться на Розине.  Помочь графу вызывается цирюльник Фигаро. Он советует Альмавиво назваться Розине студентом, а также разыграть перед Бартоло роль пьяного солдата и поселиться в доме Бартоло как квартирант. Когда идея с солдатом проваливается, Фигаро ставит мнимый диагноз учителю пения Розины, — а вместо него уроки начинает вести Альмавиво. Во время урока Бартоло раскрывает замысел Альмавиво, прогоняет его и убеждает Розину в обмане Альмавиво. Огорченная Розина соглашается выйти замуж за Бартоло. Неожиданно появляются Фигаро и граф, и граф открывает свое настоящее имя. Пользуясь отсутствием Бартоло и подкупив священника, влюбленные заключают брачный договор. Появление Бартоло уже не может помешать счастью влюбленных.

Интересно знать:

❖ Ввиду нехватки времени Россини использовал материалы других своих музыкальных сочинений, закончив работу очень быстро: сочинение музыки и инструментовка, по разным источникам, заняли от 13 до 20 дней.
❖ Партитура оригинальной увертюры к опере, являвшейся попурри из известных испанских мелодий, таинственным образом исчезла после премьеры. Тогда Россини, известный своей леностью, вытащил из сундука всеми забытую, 7 лет назад написанную увертюру к опере «Странный случай». Эту увертюру мы слышим в начале «Севильского цирюльника» и поныне.
❖ Сначала Россини назвал оперу «Альмавива, или Тщетная предосторожность», дабы не конфликтовать с композитором Джованни Паизиелло, чей «Севильский цирюльник» ставился к тому моменту уже 30 лет. Тем не менее, на премьере оперы Россини приверженцы Паизиелло устроили такой шум и деланный кашель, что премьера с треском провалилась. Да и друзья Россини удивлялись, почему он дал опере название по имени второстепенного персонажа (а ведь именно цирюльник Фигаро является в центре интриги оперы!). В общем в будущем сам же композитор переименовал оперу в «Севильский цирюльник», и она поныне является одним из его самых известных и востребованных творений!

ЗОЛУШКА, или ТОРЖЕСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ

Опера в двух действиях на основе традиционной сказки «Золушка» на либретто Якопо Ферретти.

Краткое содержание: XVIII в, Салерно. У барона есть две дочери, а также падчерица Анджелина, по прозвищу Золушка, исполняющая в доме роль служанки. В замок барона приходит весть о том, что принц пригласит дочерей барона на бал, во время которого он выберет себе жену. Между тем появляется сам принц, выдающий себя за своего пажа; между ним и Анджелиной быстро рождается взаимная симпатия. Анджелина хочет пойти на праздник, но отчим запрещает ей это. Воспитатель принца тайком дарит ей богатый наряд, чтобы она могла пойти на бал.

На балу появление Анджелины в виде знатной дамы, неузнанной никем, поражает всех присутствующих. Она уходит, оставив принцу браслет в залог любви. Барон возвращается в свой замок, где вскоре появляется принц и по браслету находит Анджелину.

Интересно знать:

❖ Опера была также написана в рекордно короткий срок — 24 дня.
❖ В качестве увертюры Россини взял увертюру из своей же оперы «Газета», а также использовал некоторые музыкальные материалы из оперы «Севильский цирюльник».
❖ Несколько музыкальных фрагментов оперы были написаны Лукой Аголини.
❖ Из-за недостаточного времени, отведенного на репетиции, премьера оперы провалилась. Успех пришел к опере с пятого спектакля.

ИТАЛЬЯНКА В АЛЖИРЕ

Опера в двух действиях на либретто Анджело Анелли.

Краткое содержание: XVIII в, Алжир. Бей Мустафа задумывает выдать опостылевшую жену Эльвиру замуж за итальянского раба Линдора, находящегоуся у него на службе. Но тот все еще любит покинутую в Италии Изабеллу. В это время Изабелла предпринимает путешествие для поиска Линдора, однако попадает в плен к алжирским пиратам, и ее приводят к Мустафе, который влюбляется в нее. Изабелла решает воспользоваться ситуацией и придумывает план, как освободить Линдора. План удается, и влюбленные вместе с итальянскими рабами совершают побег. Мустафа злится, но не в силах что-то изменить и, поразмыслив, примиряется с Эльвирой.

Интересно знать:

❖ В основе произведения лежит сюжет оперы с таким же названием композитора Луиджи Моска.
❖ Сюжет оперы связывают с турецкой легендой о Роксолане — вероятно, славянкой по происхождению, попавшей в плен Османской империи и совершенно околдовавшей султана Сулеймана.
❖ Мустафа бен Ибрагим действительно правил Алжиром в конце XVIII – начале ХIХ века. Однако нет никаких оснований для привязки оперы именно к этому историческому лицу.

СОРОКА-ВОРОВКА

Опера в двух действиях по по пьесе Кенье и д’Обиньи «Сорока-воровка, или Служанка из Палезо».

Краткое содержание: Конец XVIII в, окрестности Парижа. Фернандо — беглый солдат, заочно приговорённый к казни, появляется в родной деревне в тот день, когда в доме богатого фермера Фабриццио — праздник. Дочь Фернандо, Нинетта, служит в доме Фабрицио. В этот же день торжества на неё падает страшное обвинение в краже столового серебра. Ростовщик подтверждает виновность Нинетты: ведь она продала ему отцовское столовое серебро с инициалами, роковым образом совпавшими с инициалами хозяина. Но девушка боится упоминать имя отца, поскольку его везде ищут. Джанетто, сын Фабриццио, нежно любящий Нинетту, не хочет верить в её виновность. Доброта и сердечность Нинетты покоряют тюремных стражей. На свидание к ней допускают Джанетто. Они трагически осознают своё бессилие перед несправедливостью. Приход деревенского прерывает их свидание. Он предлагает Нинетте свободу в обмен на любовь. Девушка гневно отвергает его настойчивые притязания. В последний момент перед казнью выясняется, что серебро утащила сорока, клетка которой  оказалась открытой в день праздника. С девушки снимают все обвинения, а от короля приходит помилование отцу Нинетты. Все счастливы.

Интересно знать:

❖ Успешная премьера оперы принесла Россини не только удовлетворение, но и грандиозную усталость. В течение вечера маэстро приходилось постоянно вскакивать со своего места и кланяться публике, к концу спектакля число поклонов перевалило за сотню.

БЬЯНКА И ФАЛЬЕРО, или СОВЕТ ТРЁХ

Опера в двух действиях по мотивам трагедии «Граф Карманьола» А. Мандзони.

Краткое содержание: XVII в, Венеция. Сенаторы Капеллио и Контарено, раньше враждовавшие между собой, примирились благодаря любви Капеллио к Бьянке, дочери Контарено. Отец Бьянки готов отдать её за Капеллио, надеясь этим браком укрепить свой статус и пошатнувшееся материальное положение. Но Бьянка любит военачальника Фальеро, который только что вернулся из похода со славой, одержав победу над испанцами. Однако он вскоре вновь вынужден бежать. Через некоторое время поступают сведения, что Фальеро схвачен на территории испанского посольства и будет предан суду Совета трёх за государственную измену. Капеллио и Контарено являются членами Совета и могут расправиться с ненавистным Фальеро. Но страстная защита Бьянки своего возлюбленного трогает сердце Капеллио. Суд оправдывает Фальеро, а Капеллио дает согласие на брак Бьянки и Фальеро.

Интересные факты:

❖ Квартет «Cielo, il mio labbro ispira», по мнению Стендаля, одно из лучших творений Россини.
❖ Россини повторно использовал в опере музыкальные фрагменты из своей ранее написанной оперы «Дева озера».

Духовная музыка

Имя Джоаккино Россини прославлено в первую очередь благодаря его операм и менее всего ассоциируется с духовной музыкой.

Тем не менее, он отдал дань этому жанру в последние десятилетия своей жизни (после завершения карьеры оперного композитора). И наиболее значимым достижением на этом поприще для него стала Маленькая торжественная месса, написанная в 1863г (когда Россини был уже 71 год).

На титульном листе композитор написал:

«Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или проклятая? Ты ведь знаешь, я рождён для оперы-буфф! Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай.»

Структура произведения основана на традиционном тексте католической мессы:

1. Kyrie
2. Gloria
3. Credo
4. Preludio religioso
5. Sanctus
6. Benedictus
7. O salutaris hostia
8. Agnus Dei

Общая продолжительность звучания около 90 минут.

Оригинальная версия написана Россини для камерного состава из 12 певцов (согласно ремарке композитора, по числу апостолов). Из инструментов предполагались только 2 фортепиано и фисгармония. Оркестрованная версия была также создана самим Россини, но впервые исполнена уже после смерти композитора.

В отношении Маленькой торжественной мессы итальянский музыкальной критик Филиппо Филиппи отмечал: «Россини превзошёл самого себя… Фуга достойна Баха по своей изощрённости».

В то же время широко распространилась шутка, приписываемая Наполеону III и гласившая, что: «Маленькая торжественная месса и не мала, и не торжественна, и не слишком месса». И в чем-то он был прав, ведь мессу нельзя было использовать для богослужений, поскольку в ее исполнении участвовали женщины, а католическая церковь того времени это запрещала.

Будучи знаменитым на весь мир композитором, Джоаккино Россини славился также своим кулинарным искусством. Это было его второй страстью и таким же творческим процессом, как и музыка. Большой гурман, он любил вкусные блюда и умел их приготовить, без конца выдумывая все новые рецепты. Его рецепты остались в истории кулинарии, как оперы в истории музыки.

Причем рецептов было так много, что композитор объединил их в кулинарную книгу «Грёзы обжорства» или «Россини и грех обжорства».

В ней есть такие строки: «Желудок — это дирижер, который управляет огромным оркестром наших страстей. Пустой желудок для меня как фагот, который рычит от недовольства, или флейта-пикколо, которая выражает своё желание в визгливых тонах. Полный желудок — треугольник удовольствия или барабан радости. Есть, любить, петь, переваривать — по правде говоря, это и есть четыре действия комической оперы, которую мы называем жизнью. Тот, кто позволит ей пройти без наслаждения ими, — не более чем законченный дурак».

Фавориты маэстро – трюфели и паштет из печени фуа-гра. Он добавлял их почти во все свои кулинарные этюды. Поэтому повара иногда называют блюда с этими продуктами «а-ля Россини».

САЛАТ «ФИГАРО»

Телячий язык — 100 г
Корень сельдерея — 1 шт
Помидоры — 100 г
Листья салата — 40 г
Анчоусы — 20 г
Морковь — 1 шт
Свекла — 1 шт
Соль, перец, майонез

По отдельности отварить подготовленный телячий язык, корень сельдерея, морковь и свеклу.
Приготовленные и охлажденные продукты нарезать соломкой. К ним добавить мелко нарубленные анчоусы, нарезанные листья свежего салата и мелко нарезанный помидор без семян и кожицы.
Салат заправить майонезом.

МАКАРОНЫ С СОУСОМ «РОССИНИ»

Макароны — 300 г
Нежирная говядина — 1 кг
Лук репчатый — 3 шт
Морковь — 3 шт
Корень петрушки — 2 шт
Корень сельдерея — 1 шт
Масло сливочное — 3 ст.л.
Печень говяжья — 200 г
Оливковое масло — 1 ст.л.
Сыр Пармезан — 200 г
Яйца — 2 шт
Сухари
Соль, перец, майонез

Обдать кипятком макароны, откинуть их на дуршлаг. В 1 л воды сварить мясо, добавить 1 луковицу,  1 морковь и коренья. Процедить бульон через сложенную вдвое марлю. Залить макароны кипящим бульоном и на медленном огне варить до готовности. Откинуть на дуршлаг, размешать с 2 ст.л. сливочного масла. Отварное мясо нарезать кусочками. Печень нарезать. Оставшуюся морковь нарезать тонкими ломтиками, луковицу — мелко нашинковать, зелень петрушки — мелко нарубить. Разогреть в сковороде оставшееся масло, поджарить печень, морковь и 1 ст.л. лука.

ТУРНЕДО «РОССИНИ»

Филе говядины — 400 г
Белый хлеб — 200 г
Сливочное масло — 2 ст.л.
Паштет из печени — 100 г
Помидоры — 6 шт
Пол-лимона, зелень петрушки, соль, перец

Филе нарезать полосками поперек волокон и слегка отбить. Хлеб порезать на ломтики. В сковороде разогреть 1 ст.л. сливочного масла, поджарить хлеб. Мясо посолить, обжарить с обеих сторон на оставшемс масле, уложить на ломтики хлеба. Сверху положить по ломтику паштета. Украсить четвертинами помидоров, лимоном, веточками петрушки.

Александр Пушкин:

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в Оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет — они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламене любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые…

Генрих Гейне:

«Божественный маэстро, солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру»

Стендаль:

«Наполеон умер, но есть еще один человек (прим.: Россини), о котором теперь говорят везде: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте. Слава этого человека распространяется всюду, куда только проникла цивилизация, а ведь ему нет и тридцати двух лет!«

Рекомендуем почитать

Вейнсток Г. «Джоаккино Россини. Принц музыки»

Фраккароли А. «Россини»

Дюма А. «Обед у Россини, или Два студента из Болоньи»

Клюйкова О. «Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини»

Ланди Э. «Тайная жизнь великих композиторов»

Стендаль «Жизнь Россини»

Матвеева Е. «Двенадцать историй из жизни Джоаккино Россини»

Бронфин Е. «Джоаккино Россини»

Казиник М. «Тайны гениев»

 

Знаете ли вы про жизнь и творчество Джоаккино Россини? Сможете ли узнать его творения? Предлагаем проверить!

  1. Викторина про жизнь и творчество Джоаккино Россини
  2. Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
  3. Кроссворд, посвященный Джоаккино Россини: