Введение

Вы сейчас читаете эти строки, поскольку Вас заинтересовала тема классической музыки. Но что есть классическая музыка? Различные литературные источники дают множество определений. Cамое близкое на наш взгляд – это музыка, выдержавшая испытание временем и основанная на специфике музыкальных жанров, мелодике и гармониях Европы Нового и Новейшего времени.

Согласитесь, что далеко не каждая песня современной поп-культуры сможет продержаться в памяти потомков на протяжении почти четырех столетий, как это происходит с рядом произведений конца эпохи ренессанса и начала эпохи барокко. Более того, не исключена такая ситуация, когда Вас упрекнут в «отсталости», если Вы будете слушать что-нибудь из современной музыкальной культуры, что увидело свет «целых» несколько месяцев назад! Классическая музыка, напротив, подобна хорошему вину: чем дальше движется человечество по стреле времени, тем более прекрасными и утонченными кажутся произведения того же В.А. Моцарта.

Классическая музыка прекрасна своим разнообразием: на ее страницах слушатель найдет как простенькие (на первый взгляд) песни и багатели в духе знаменитого «К Элизе» Л. ван Бетховена, так и сложнейшие по исполнению и восприятию произведения наподобие «Прометея» А.Н. Скрябина. Здесь найдется место и сердцу, восхищающемуся красотами мелодий ноктюрнов Ф. Шопена, так и разуму, с удовольствием разбирающему прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. В этой музыке всегда отыщется, о чем подумать, что обсудить, поспорить, наконец. Иной раз прослушивание того или иного произведение схоже с чтением увлекательного романа как по «закрученности сюжета», так и по масштабности излагаемого материала.

На примере классической музыки великолепно иллюстрируется история всего человечества.

  • Религиозность жителей средневековой Европы как в зеркале отражается в громадном количестве месс и мотетов, сочиненных в эпоху ренессанса и начале эпохи барокко; строгость эпохи к человеку и существовавшие обилие правил – в законах, подчиняющих себе даже мелодию тех произведений.
  • Стремление к помпезности и вычурности первой половины XVIII столетия, которая прикрыла бы существовавшие тогда социально-экономические проблемы, — в огромном количестве трелей, мордентов и прочих музыкальных украшений музыки эпохи барокко.
  • Достижения научно-технической революции, приближение к пониманию законов природы и существовавшее в философии XVIII в. торжество разума над чувствами – к выработке всеобщих и четких правил построения музыкального произведения, которые можно увидеть в сонатах и симфониях музыки позднего барокко и классицизма как такового.
  • Разрушение существовавших на протяжении многих столетий устоев в обществе начала XIX в. и осознание чувственной натуры человека – в шедеврах эпохи романтизма.
  • Глобальный кризис всего человечества и поиск чего-то нового, желание добавить остринку в излишнюю гармоничность и совершенство музыки прежних лет – в обилии музыкальных жанров XX столетия.

Словом, иной раз достаточно просто послушать определенное произведение, дабы осознать, как и чем жили люди той или иной эпохи.

Итак, добро пожаловать в увлекательнейший мир! В мир, где чувства переплетаются с разумом, где гармония может восставать во всей красе, а может и вовсе существовать на грани разрушения. В мир, где существует обилие интереснейшего материала, в котором каждый найдет то, что ему ближе всего. И, наконец, в мир интеллигенции, мир искусства и — чего уж там — мир долгожителей: ведь, как известно, в рейтинге профессий классические исполнители и композиторы занимают верхние позиции, не говоря уже о посетителях филармоний и оперных театров 🙂