Белорусский флейтовый фестиваль 2019

12.05.2019

2019-й можно смело объявить годом флейты: музыкальный мир отмечает 225 лет со дня рождения Теобальда Бёма. Достижениям гениального изобретателя, музыканта, композитора и создателя современной поперечной флейты посвящен грядущий фестиваль «Белорусские флейтовые дни», который пройдет в Минске с 23 по 26 мая. Специальные гости фестиваля – Людвиг Бём, Бенедек Чалог и Ольга Ивушейкова. В течение четырех насыщенных дней они будут выступать, преподавать и читать лекции об истории самого самого древнего и самого популярного музыкального инструмента.

В середине XIX века флейта стала такой, какой мы знаем её сейчас – за все эти годы она не претерпела существенных конструктивных изменений. Теобальд Бём, флейтист и сын ювелира, поставил перед собой высокую планку: сделать флейту удобной, стройной и мощной, превратив её в идеальный во всех отношениях инструмент. Спустя почти два столетия можно с уверенностью сказать, что пока ещё никому не удалось подобраться так же близко к идеалу, как он, а все последующие достижения логически продолжают начинания Бёма. Его праправнук Людвиг Бём, филолог по образованию, посвящает жизнь сохранению и популяризации наследия предка. В родном Мюнхене он организовал общество, фонд, конкурс, а в последние годы читает лекции по всему миру. Теперь он посетит и Беларусь: Людвиг Бём – специальный гость фестиваля. О трудном и захватывающем жизненном пути Теобальда Бёма его потомок расскажет 25 мая в Малом зале Белгосфилармонии – в программе не только лекция, но и концерт, на котором прозвучат лучшие сочинения Бёма-композитора.

Но какой была флейта двести, триста, пятьсот лет назад? Как звучали сонаты Баха во время Баха? Каким был голос этого инструмента в эпоху барокко?

Венгерский флейтист Бенедек Чалог уже в 13 лет твердо решил, что будет играть на барочной флейте. Бенедек – обладатель первой премии Baroque Flute Artist Competition в Орландо (США), первой премии в конкурсе Musica Antiqua в Брюгге (Бельгия). Он учился в Консерватории им. Ференца Листа (Будапешт), а затем – в Гаагской Королевской консерватории у Бартольда Кёйкена, корифея и одного из первооткрывателей исторического исполнительства. Бенедек Чалог регулярно даёт мастер-классы в Венгрии и за её пределами, а также является приглашенным преподавателем в Гнесинской летней школе (Москва). 23 мая в Белорусской Государственной Академии музыки Бенедек Чалог представит масштабный проект «50 шедевров эпохи барокко» – на примере сочинений композиторов разных стран и направлений он расскажет об особенностях стиля и возможностях исполнения барочной музыки. В рамках фестиваля Бенедек будет давать мастер-классы, а также примет участие в открытии фестиваля «История флейты»: на нём слушатели смогут познакомиться с несколькими разновидностями инструмента и услышат, как звучали сочинения, написанные специально для каждой из них. А 24 мая Бенедек выступит на концерте барочной музыки «Очарование несовершенства» вместе с Галиной Матюковой (флейта-траверсо, Беларусь) и Дмитрием Зубовым (клавесин, Россия).

Ольга Ивушейкова – выдающаяся флейтистка, доцент факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории и преподаватель МССМШ им. Гнесиных. Являясь специалистом по исполнению как новейшей, так и старинной музыки, она уделяет особое внимание историческому контексту, в котором написано сочинение – это относится в равной степени и к её выступлениям, и к её преподавательской работе. На фестивале она представит интерактивную лекцию о вопросах современного исполнительства, даст серию мастер-классов и вместе с пианисткой Анной Гришиной выступит на заключительном концерте с программой «Сквозь пространство и время». В этот завершающий вечер прозвучат самые яркие сочинения, написанные когда-либо для флейты – от Иоганна Себастьяна Баха до Софьи Губайдуллиной.

У флейты множество лиц. На протяжении всей её истории мастера и музыканты стремились расширить возможности этого инструмента и усовершенствовать язык, на котором он мог бы говорить с миром. Строгая ренессансная, загадочная траверсо, разнообразные классические и романтические флейты, современная флейта Бёма – всё это лишь общие названия, скрывающие целый мир необычных и зачастую совсем не похожих друг на друга инструментов. Фестиваль «Белорусские флейтовые дни» дарит возможность погрузиться в этот мир с головой!

Полное расписание фестиваля и билеты – flutedays.by

Текст: Анна Брюсова