Cоветы по совершенствованию навыков игры на музыкальных инструментах

Вне зависимости от того, на каком инструменте вы играете, качественное исполнение музыкального произведения состоит из нескольких составляющих:

  • корректное исполнение нотного текста
  • техника игры
  • качество звука
  • художественный смысл

Пройдемся кратенько по каждому из пунктов 🙂 а также дополнительно представим вам рекомендации по игре на публике.

В качестве примера по ряду пунктов указаны советы для играющих фортепиано. Рекомендации по иным инструментам будут добавлены позже.

Общие советы

Текст

  • Если вы новичок в музыке — не поддавайтесь соблазну учиться играть только “по примеру” (в интернете полно видеороликов, где просто демонстрируют на какие клавиши нажать). Уделите время изучению нот, чтобы уметь играть по ним! Иначе ваши возможности будут сильно ограничены…
  • Начинайте разбор произведения с прослушивания его исполнения, следя глазами за нотами, — это позволит лучше понять, с чем вам предстоит работать.
  • Попробуйте оба предложенных ниже метода разбора текста и выберите тот, что будет Вам ближе:
    • Метод «от общего к частному», или «метод швейцарского сыра»: при таком методе все произведение охватывается сразу, отмечаются места, где достаточно просто, а какие части потребуют детального разбора, а потом уже идет работа над сложными частями. Это позволяет сформировать уверенность и позитивный настрой на предмет того, что уже многое получается и осталась лишь работа над деталями, чем переживать, что впереди еще много страниц невесть какой сложности.
    • Метод «от частного к общему», исходящий из того, что охват всего произведения сразу может потребовать слишком много времени за счет рассеивания внимания сразу по большому объему нотного материала. Гораздо проще разделить произведение на фразы, предложения и прочие законченные участки мысли, доводить до хорошего знания текста выбранный фрагмент и только затем приниматься за следующий.
  • Не пропускайте ошибок! Ошибившись, остановитесь и вдумчиво медленно проиграйте это место правильно несколько раз, иначе Вы рискуете запомнить ошибочную игру, что может вылезти в самый неподходящий момент при исполнении. Будьте максимально требовательны к себе.
  • При разборе подумайте о гармонических составляющих произведения: в какой тональности вы находитесь или в какую перейдете, какой это аккорд, как ведет себя мелодия. Это может помочь Вам лучше понимать гармонию произведения, а также сослужит отличную службу при запоминании произведения наизусть.
  • Разбирая произведение, учтите его структурные особенности: если это фуга — найдите и отметьте тему, если соната — найдите экспозицию, разработку и репризу; главную, побочную партию и т.д. Это позволит Вам расставлять правильные акценты в произведении и грамотно выстроить его форму.
  • Старайтесь как можно раньше учить наизусть. Это повысит качество Вашей игры: Вы не будете “плавать” в нотном тексте и сможете погрузиться в художественный смысл.
  • Метроном — наш лучший друг, даже если Вы играете очень романтическое произведение в свободном темпе. Всегда сначала разучивайте его ровно и четко, и только после этого позволяйте себе метрические отступления. Поверьте, так будет слушаться гораздо лучше, нежели когда Вы сразу начнете изображать страстное rubato, имея потом по итогу возникающие то тут, то там «дыры» в звучании музыки, а также даже не передавая правильно длительности извлекаемых Вами звуков.
  • Паузы — это тоже музыка! Не “выключайтесь” во время звучания пауз: Вы можете потерять внимание слушателя, а также сбиться со счета и начать играть не вовремя. 
  • Внимательно читайте пометки композитора (редактора) в нотах: аппликатуру, динамические обозначения, характер произведения. Поверьте, зачастую все уже продумано до Вас 🙂 А также не следует забывать, что исполнитель, как правило, является проводником идеи, высказанной композитором, поэтому стоит соблюдать в этом вопросе максимальную щепетильность.
  • Уважайте композиторов: не выбрасывайте “лишние” ноты из произведений и не сочиняйте своего. В крайних случаях допустимо, например, отбросить какую-нибудь нотку в аккорде, если размер руки упорно не позволяет взять аккорд разом чисто, а «ломать» аккорд или «арпеджировать» его не позволяет художественный образ произведения, но только в самом крайнем случае!

Для пианистов

  • В случае исполнения переложения оркестровой фактуры на фортепианную, допускается пересмотр нотного текста, т.к. зачастую переложение совершенно не адаптировано под физические возможности пианиста. Далеко за примером ходить не надо — интересно, найдется ли кто-нибудь, кто сумеет сыграть этот фрагмент увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини (картинка слева) в указанном темпе, не выбросив ни одной ноты? 🙂
  • При поиске нот ищите ноты с максимальным количеством обозначений и комментариев. Нет смысла проделывать лишнюю работу, если, например, в редакции нот уже указана рекомендуемая аппликатура. Тем более, встречаются такие трудные места в произведении, которые буквально нереально сыграть, если не использовать правильную аппликатуру, даже если на первый взгляд она кажется дикой и совершенно нелепой (например, пассажи из «Венгерского танца №5» Брамса (картинка справа), в котором первый палец стабильно будет попадать на черную клавишу, хотя в музыкальной школе это было сродни делению на ноль на уроке математики). Поэтому выбору аппликатуры нужно уделить особое внимание. Однако, не всегда стоит слепо следовать указаниям редактора — всегда учитывайте строение собственной руки и выбирайте пальцы соразмерно ее возможностям.

Техника

  • Занимайтесь по-возможности каждый день. Лучше уделить игре 30 минут в день ежедневно в течение недели, чем сесть за инструмент на 3 часа единовременно раз в неделю. Техника нарабатывается постоянством!
  • Не старайтесь работать сразу над всеми произведениями в Вашем репертуаре: лучше проиграйте их все медленно по одному разу, потом выберите одно из них и продолжайте работать более детально только над ним.
  • Начинайте занятия с упражнений и гамм в различных вариантах (обычные, гармонические, хроматические, арпеджио). Или же берите сложные фрагменты из произведений и делайте из них себе упражнения.
  • Не нужно бояться быстрых темпов. Чередуйте медленный и быстрый темп, но после быстрого исполнения сразу же проиграйте произведение медленно хотя бы один раз. Иначе вы серьезно рискуете не только «заболтать» произведение, но и переиграть свои руки вплоть до полной невозможности музицирования в дальнейшем.
  • Рекомендуемый подход для развития техники — играть в 4 переменных темпах: “очень медленно — медленно — средне — быстро”.
  • В качестве репетиций периодически проигрывайте пьесу в темпе на ~20% быстрее чем надо — это позволит более уверенно играть ее в корректном исполнительском темпе.
  • В процессе работы над произведением не нужно проигрывать все подряд бесконечное количество раз. Лучше локализовать технически сложные части и тренировать именно их до тех пор, пока не начнут уверенно получаться.
  • Дослушивайте до конца последнюю ноту во фразе, не летите сразу же на новый материал. Очень часто из-за этого возникает излишняя суета в игре.
  • Не гонитесь за быстрыми темпами, характер произведения можно передать далеко не только скоростью бега пальцев по клавишам! Более подробное пояснение с примерами по этому и предыдущему пунктам можно найти в нашей статье о спешке.

Для пианистов

  • Для тренировки техники обратите внимание на сборник этюдов и упражнений Ш. Ганона, М. Лонг, К.Черни.
  • Используйте “законы сохранения энергии”: Ваши руки должны двигаться по клавиатуре по кратчайшей траектории, так больше шансов попасть в верные ноты. Не позволяйте рукам рисовать высоко над клавиатурой немыслимые пируэты. Используйте позиционную игру, когда Ваши пальцы сразу же заранее стоят на нужных клавишах и Ваша задача только нажать клавиши в определенный момент времени.
  • Следите за постановкой Ваших рук: кисть руки должна иметь купольную форму. Тогда будет извлекаться приятный, “объемный” звук.
  • Если какой-то фрагмент упорно не получается — пробуйте поиграть его в разных вариациях (например, пунктирным ритмом, с соединением по 2 или по 3 ноты и т.п.). Пальцы должны “привыкнуть” к последовательности клавиш. На примере этюда №4 op. 10 Ф. Шопена:

1.  Поставьте руку в позицию так, чтобы пальцы сразу стояли на всех 5 клавишах, соответствующих нотам в первом такте. Нажмите первую октаву (отмеченную красным эллипсом) и приготовьтесь. Как только будете готовы, максимально быстро и четко проиграйте три ноты пассажа и перебросьте руку на вторую октаву (также отмеченную красным эллипсом). Потом следующий быстро проигранный трёхнотный пассаж — и вы должны зависнуть на ре-диез, следующий — и зависните на ми, и т.д. Повторяйте много-много раз, пока артикуляция не станет идеальной.

2. А теперь сместим на одну позицию пункты «зависания», как показано красными эллипсами на картинке №2, потом — как показано на картинке №3 и №4, всякий раз проигрывая пассаж много-много раз.

3. А теперь сыграйте пассаж без «зависаний», просто ровно и быстро. Гарантируем, что Вы удивитесь качеству звука и скорости бега Ваших пальцев 🙂

 

 

Звук

Работа над качеством звука — одна из неотъемлемых задач любого музыканта. Учитывая, что каждый инструмент имеет свою специфику, общих советов в этом разделе дать не получится, поэтому предлагаем ознакомиться с предметными рекомендациями.

Для пианистов

  • Не бойтесь звука у инструмента, иначе клавиши могут банально не ответить на прикосновение, а само звучание будет неравномерным и бледным. Но и чрезмерно усердствовать тоже не стоит, иначе будет слышен неприятный стук и Вы можете порвать струны у инструмента. А стоит исправить сие удовольствие не так мало, особенно если пострадают басовые клавиши 🙂
  • Если есть возможность, пробуйте играть на разных инструментах, так вы привыкнете к разной отдаче от клавиатуры. К тому же, если Вы научитесь извлекать шикарный и ровный звук из старого и раздолбанного «Красного октября», то, сев за хороший инструмент в духе новенького «Стейнвея», Вы почувствуете, как за Вашей спиной вырастают крылья, и любое Ваше исполнительское желание будет незамедлительно осуществляться 🙂
  • Слушайте, слушайте и еще раз слушайте собственное исполнение и, как любят говорить педагоги, чистите свои уши! Особенно это касается взятия и снятия педали. Пометки о педали, стоящие редакторами в нотах, чаще всего условны. Конечно же, на них стоит ориентироваться, но взятие или снятия педали в тот или иной момент времени зависит исключительно от особенностей инструмента, от создаваемого Вами художественного образа и, наконец, от того, что Вы натворили в предыдущий момент времени. Будьте предельно деликатны с педалью! Также часто встречаются случаи, когда педаль чистится не полностью. Это может быть связано с конструкцией инструмента: например, педали у пианино расположены достаточно высоко от пола, и случается так, что трудно задирать носок стопы на достаточную высоту, чтобы сменить педаль, и лапка педали подымется не до конца. Из-за этого не все звуки, взятые в предыдущий момент времени, потухнут — напротив, они наслоятся на новое звучание и возникнет грязь. Внимательно слушайте то, что Вы делаете за инструментом, и хорошенько работайте не только руками, но и ногой.
  • Если Вам повезло и Вы можете репетировать за роялем, попробуйте использовать в Вашей игре и левую педаль. Нет, ее ни в коем случае не следует выжимать в пол, но, чуть-чуть придавливая ее в определенные моменты времени, можно красиво поиграть тембром Вашего звучания, или же заставить раздолбанный инструмент звучать капельку ровнее. Но не используйте эту педаль только для создания piano и pianissimo — это считается дурным тоном.
  • Довольно часто у произведений встречается оркестровая фактура, т.е. они своими гармоническими и мелодическими ходами действительно напоминают звучание оркестра (например, сонаты Л. ван Бетховена). Исполняя такие произведения, подумайте о том, какой инструмент мог вести ту или иную линию, и постарайтесь это передать своим звучанием: если этот фрагмент «играют» флейты — ваш звук здесь должен быть светлым и лёгким, если струнные — певучим, тягучим, может быть, немного матовым. Подумайте об этом и это сделает Вашу игру гораздо интереснее.

Художественный смысл

  • Для любого произведения у Вас обязательно должен быть продуман его художественный образ. Вы можете представлять себе различные ситуации (например, “здесь жители города танцуют на празднике”), или же ориентироваться на эмоциональное состояние человека (например, “здесь он вспоминает свою любимую, а тут он подумал о сопернике и его кольнула ревность”). Для наилучшего выбора образа можно обратиться к биографии написавшего это произведение композитора в тот период, когда было создано это произведение. Если Вы будете играть бездумно, произведение станет скучным и неинтересным.
  • Всегда учитывайте особенности эпохи и стиля композитора, чье произведение Вы играете: нельзя исполнять Баха как Моцарта, а Моцарта — как Рахманинова.
  • Слушайте примеры исполнений известных пианистов. Вы можете использовать их или в качестве эталона, к чему стремиться, или в качестве образца возможной интерпретации музыки. Однако, настоятельно не рекомендуем заслушиваться каким-либо исполнением до момента разучивания произведения — Вы скорее всего начнете бездумно копировать чье-то исполнение и убьете свою индивидуальность. Гораздо лучше сначала самому разобраться, что к чему, выстроить свой художественный образ — и только после этого послушать интерпретации различных известных исполнителей и почерпнуть из них что-нибудь интересное для своей игры.

Сценическое исполнение

  • Если Вы играете на публику, постарайтесь учесть ее вкусовые пристрастия. Просветительские функции — это, конечно, очень здорово, но обычная, необразованная в музыкальном плане молодежь явно предпочтет послушать попурри из саундтрека «Звездных войн» Вашей любимой сонате Скрябина, а старшее поколение будет в восторге от «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса, нежели от «Похоронного марша» (вторая часть си-бемоль минорной сонаты) Шопена.
  • Старайтесь исполнять на публике наизусть! Развернутый взгляд на эту точку зрения, а также о том, какие неприятности могут повстречаться на этом пути и как с ними бороться можно почитать в соответствующей статье.
  • Если Вы едете на конкурс или выступаете в кругу просвященной публики, не берите популярные произведения в духе 8-й («Патетической») или 14-й («Лунной») сонаты Л. ван Бетховена, первой баллады Ф. Шопена, «Венгерской рапсодии» №2 Ф. Листа. Поверьте, там эти произведения знают до последней ноты и Вы никоим образом не сумеете удивить свою аудиторию — напротив, она будут злорадно загибать пальцы, считая количество Ваших ошибок и доказывая Вам, что «Ваш звук был совершенно не моцартовский». Или и вовсе скажет после озвучивания списков прошедших в следующий тур участников, где нет Вашего имени: «Вы так хорошо играли, но умоляю, скажите: зачем Вы привезли «Патетическую» сонату Бетховена?»
  • Не берите программу на пределе Ваших физических возможностей. Гораздо лучше будет, если Вы идеально исполните ноктюрн Ф. Шопена, чем «умрете» на второй странице «Мазепы» Ф. Листа.
  • Не берите в свою программу композиторов или музыкальный стиль, который упорно у Вас не получается, даже если Вы в него безумно влюблены (например, не стоит брать прелюдию и фугу Баха, если у Вас бывают проблемы с памятью на сцене — Вы можете забыть, с какой ноты вступает тот или иной голос, начнете играть неверно и фуга развалится). Лучше возьмите то, что у Вас действительно хорошо получается, и доведите это до совершенства.