О спешке

Жители больших городов, как правило, люди нервные, холеричные. Как гласит народная мудрость: “Не мы такие, жизнь такая”. И сам автор этих строк является человеком с гиперчувствительной нервной системой, и всегда переживает и спешит, спешит, спешит куда-то, и всегда боится не успеть…

С одной стороны — хорошо, когда человек энергичный, амбициозный, многое хочет от жизни.

А с другой стороны — может, в столь бешеном темпе мы упускаем что-то важное?

Недавно меня спросили: “Как давно ты последний раз приглядывалась к природе вокруг, прислушивалась к своим ощущениям, обнималась с деревьями, наконец?”. А Вы, дорогой читатель, часто ли находили время, чтобы просто остановиться и вкусить мгновенье, вдохнуть полной грудью воздух, раствориться в солнечном свете?…

(Между прочим, возможно, именно поэтому сейчас у людей поголовно ухудшается зрение: если нам некогда смотреть по сторонам, к чему нам этот орган в развитом состоянии?)

Уверена, что Вы спросите меня: “К чему эти пространные, высокопарные философские рассуждения”?

А я отвечу Вам: потому что они имеют прямое отражение в Вашем исполнительском стиле.

Чтоб не быть голословной, приведу в качестве примера звучание одной из сонат Шуберта (чтоб никого не обидеть — в собственном исполнении 🙂 да простят мою нескромность читатели):

А в противовес ему — исполнение этой же сонаты С.Т. Рихтером:

Чувствуете разницу?

Люди с годами исполнительского опыта, да и просто умудренные жизнью, как правило, стремятся выбрать более сдержанные темпы, нежели восторженная молодежь. Ведь так можно гораздо более точно передать все оттенки, нюансы излагаемой мысли, погрузить слушателей в гораздо более детальную картину повествования, нежели когда мы летим в бешеном темпе, точно опаздывая на поезд, когда совершенно нет времени посмотреть по сторонам. В чрезмерном темпе исполнение становится пустым, скучным, много звуков “смазывается”, но хуже всего, что вы нервничаете сами и заставляете своих слушателей так же нервничать. И вместо того, чтобы получать удовольствие, они морщатся, переживают за Вас и, скорее всего, желают скорейшего завершения Вашего выступления.

А еще очень часто встречается такой момент, что в произведении берется предельно допустимый Вашими техническими возможностями темп. Но к чему это? Ведь именно художественный смысл и содержание излагаемого материала должны диктовать скорость его подачи, а уж никак не разработанность Ваших мышц!

Следствием этого же является и не “дослушанные” фразы, которые точно оставляют мысль логично не законченной, но нервно отброшенной в сторону; и сдвинутая в неугодную сторону во времени пульсация сильной доли, заставляющая слушателей все время “спотыкаться” вместе с вами. Запомните, друзья мои: здесь практически всегда действует принцип «лучше позже, чем раньше». Начните новую фразу чуть позже, дав как следует отзвучать последним звукам предыдущего предложения; не бойтесь делать маленькие цезуры между новыми мыслями. Пусть Ваше исполнение звучит как речь, автор которой хорошо продумывает и взвешивает каждое слово, прежде чем произнести его.

Будьте более размеренными, будьте более спокойными. Вслушивайтесь в каждую ноту. Чувствуйте движение мысли, чувствуйте форму излагаемого материала. Закройте на мгновение глаза и подумайте, какой у извлекаемых Вами звуков цвет, вкус, запах, какие они на ощупь… Останавливайтесь и вслушивайтесь, вдумывайтесь… Ведите размеренно и спокойно Ваш рассказ, дабы Вам, подобно великому оратору, с восторгом внимала Ваша публика…

Ручаюсь, что в таком случае все отметят, насколько интереснее стало слушать Ваше исполнение. С: