Образы барокко

Жанровое разнообразие и богатство образов музыки эпохи барокко поистине неисчерпаемы.  Мини-фестиваль «Образы барокко» в 2-х вечерах, которые пройдут в Белгосфилармонии 24 и 26 сентября – это попытка представить минской публике некоторые шедевры музыки XVII – XVIII веков. В концертах примут участие солисты Национальной оперы Беларуси Татьяна Гаврилова, Наталья Акинина, Юрий Городецкий, артисты Государственной Капеллы им. Г. Ширмы Виктория Лешкевич, Анна Арлукевич, Мария Керус, Дарья Дятко, Виталий Амбражевич, а также вокальный ансамбль “BONA DEA” под руководством Павла Гонцы.

Любителям музыки представится редкая возможность услышать старинные инструменты, на которых будут играть замечательные музыканты, гости из Санкт-Петербурга, Варшавы, Кёльна: Анна Дмитриева и Евгений Свиридов (барочные скрипки), Владимир Гаврюшов, Рустик Позюмский и Виктор Соболенко (виолы да гамба), Владимир Волков (виолон), Антон Бируля (теорба), а также участники ансамбля «Камерные солисты Минска Галина Матюкова (флейта-  траверсо), Алексей Иванько (виолончель), Дмитрий Зубов (орган, клавесин).

Первый вечер – 24 сентября – будет посвящен немецким кантатам XVII века, написанным на тексты «Песни Песней», одного из величайших памятников древнееврейской поэзии.

«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина» — этим восклицанием открывается эта великая и загадочная книга Ветхого завета. Столетиями историки, теологи, поэты изучают, интерпретируют «Песнь Песней», пытаясь разгадать ее многообразные смыслы.

«Книга, исполненная для обычного читателя, воспринимающего прямой смысл текста, откровенной эротики и чувственной радости, является для религиозного сознания наиболее глубоким выражением теснейшего Союза Всевышнего и избранного Им народа (в иудейской традиции), Христа и Церкви Христовой (в христианской традиции), наиболее адекватным выражением интимнейшего религиозного опыта – мистического союза человеческой души и Бога» (Галина Синило, «ТАНАХ и мировая поэзия»).

С момента выхода в 1534 г. полного текста Ветхого и Нового Завета, переведенного  Мартином Лютером, именно «Песнь Песней» оказалась излюбленным поэтическим материалом для многих немецких поэтов и музыкантов.   Крупнейшие композиторы XVII века  — Андреас Хамершмидт, Генрих Шютц, Дитрих Букстехуде, Иоганн Кристоф Бах – оставили подлинные шедевры, в которых ветхозаветный текст воплощен в музыке с неподражаемой силой и пластичностью.

Образы барокко

Совсем иной звуковой мир откроется перед слушателями на концерте 26 сентября. Музыка французского барокко будет представлена инструментальными сочинениями Ф. Куперена, М. Маре, Г. Ф. Телемана («Парижский» квартет немецкого композитора, написанный во время его пребывания во Франции, представляет собой чистейший образец французского стиля).

В этот вечер на сцену выйдет замечательная молодая певица из Москвы Алиса Тен. Ее редкий дар позволяет ей мастерски петь музыку совершенно различных стилей – от музыки барокко до фолка (в том числе испанского, бретонского и латиноамериканского), индийского вокала, городского романса и джазового вокала. В ее исполнении прозвучит кантата Л.-Н. Клерамбо «Орфей».     Вечер «на французский манер» дополнят песни на стихи Верлена, сочиненные Рустиком Позюмским, а также его квартет для флейты-траверсо, скрипки, виолы да гамба и клавесина «Новые приключения Синдбада-Морехода», написанный специально для этого концерта.

Все произведения (за исключением Квартета Г. Ф. Телемана), которые  будут исполнены в концертах 24 и 26 сентября, прозвучат в Беларуси впервые.

Дмитрий Зубов, художественный руководитель ансамбля «Камерные солисты Минска»